РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Ревенко Наталья Петровна
МОУ «Средняя школа №4» г. Луги,
Учитель технологии 5-8 классов
- Современное состояние уровня развития производства и технологий привело к переосмыслению требований к научной и практической подготовке подрастающего поколения
Цель опыта:
Развитие творческого воображения.
Задачи опыта:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования дизайнерского мышления у обучающихся на уроках технологии.
- Раскрыть сущность понятия «дизайнерское мышление».
- Определить методы формирования дизайнерского мышления.
- Дизайнер — художник-конструктор (разработчик), человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер).
- Промышленный
- Ландшафтный
- Архитектурный
- Графический
- Web-дизайна
- Имидж человека
- Дизайн интерьера
- Гейм-дизайн
- Световой дизайн
- Фуд - дизайн
- Педагогический дизайн
Дизайнеры несут культурное, этическое, социальное, экономическое и экологическое воздействие своими работами и обязаны брать на себя высокую ответственность за результат своей деятельности перед людьми и планетой как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.
- поиск нестандартных идей
Дизайн – проектировать, создавать новые объекты
Креа
Т И В
сть
5 методов креативного
мышления:
- придумывание;
- синектики;
- инверсии;
- агглютинации;
- метод «мозгового штурма»
5 этапов Дизайн-мышления
Креативное мышление на уроках может выражаться через задания :
- художественных средств: письменное или устное словесное самовыражение;
- задания на визуальное самовыражение - изобразительное и символическое самовыражение;
- задания на решение социальных проблем;
- задания на решение научных проблем;
- задания на практическое самовыражение
Метод придумывания
способ создания неизвестного ранее продукта
Задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
3. Развитие созидательных возможностей личности у детей
4. Развитие изобразительного творчества детей
5. Развитие умений и навыков детей в работе с разнообразными материалами.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Дизайн интерьера
Метод придумывания
Тема урока технологии
«Техника и её разновидности», 5 класс
Задание на изобразительное и символическое самовыражение: разработайте планировку кухни-столовой.
Конструктивность и
целесообразность
Литература: Технология. 7 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина,
Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2021.
Практическая работа
Мини – проект
«Кухня моей мечты»
Метод синектики
способ, основанный на комбинировании разнородных и даже несовместимых элементов в решении творческих задач
Задачи:
Метод синектики
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
3. Развитие созидательных возможностей личности у детей
4. Развитие изобразительного творчества детей
5. Развитие умений и навыков детей в работе с разнообразными материалами.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Тема урока технологии
«Проектная деятельность, Подготовительный этап», 6 класс
Задание на письменное самовыражение: улучшите потребительские свойства проектируемого изделия или услуги.
Задание на изобразительное и символическое самовыражение: разработайте несколько объектов, совершенствуя эстетические качества.
Вариативность и
гибкость
способ находить решения с помощью коллективного разума
Метод «мозгового штурма»
способ, способ находить решения с помощью коллективного разума
Задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
3. Развитие созидательных возможностей личности у детей
4. Развитие изобразительного творчества детей
5. Развитие умений и навыков детей в работе с разнообразными материалами.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Целесообразность
Тема урока технологии
«Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления», 7 класс
Задание на письменное самовыражение: разработайте сценарий праздника «Масленица».
Задание на практическое самовыражение: составьте меню праздничного стола.
Метод «мозгового штурма»
Литература: Технология. 7 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2021.
способ находить решения с помощью коллективного разума
Метод инверсии
способ поиска вариантов решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях
Задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
3. Развитие созидательных возможностей личности у детей
4. Развитие изобразительного творчества детей
5. Развитие умений и навыков детей в работе с разнообразными материалами.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Тема урока технологии
«Получение продукции животноводства», 8 класс
Задание на решение социальных проблем: представьте себя в роли фермера и разработайте критерии благополучия животных. Обоснуйте.
Задание на решение научных проблем: предложите способы утилизации отходов от животноводства. Обоснуйте.
Задание на изобразительное и символическое самовыражение: создайте логотип животноводства.
Метод инверсии
Литература: Технология. 7 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В.Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2020.
способ находить решения с помощью коллективного разума
Метод агглюминации
создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов
Задачи:
1. Формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений детьми старшего дошкольного возраста.
2.Обучение детей элементам дизайн – деятельности.
3. Развитие созидательных возможностей личности у детей
4. Развитие изобразительного творчества детей
5. Развитие умений и навыков детей в работе с разнообразными материалами.
6. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.
7. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Метод агглюминации
Тема урока технологии
«Технология моделирования швейных изделий», 8 класс
Задание на изобразительное и символическое самовыражение: представьте себя в роли дизайнера – модельера и разработайте эскизы изделий с втачным рукавом.
Чувство стиля
Литература: Технология. 7 класс : учеб.для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В.Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2020.
Результативность