СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Развитие креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный проект о развитии креативного мышления

Просмотр содержимого документа
«Презентация Развитие креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения»

Инновационный проект Развитие креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения Подготовила учитель начальных классов Кривальчук Л.А.

Инновационный проект

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

Подготовила учитель начальных классов Кривальчук Л.А.

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе , спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.  М.М.Бахтин

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе , спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М.М.Бахтин

Цели проекта: развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста через проблемно-диалогическое обучение; Учить детей самостоятельно добывать знания; Создание ситуации комфортности на уроке; Развитие речи обучающихся; развитие умения применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности

Цели проекта:

  • развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста через проблемно-диалогическое обучение;
  • Учить детей самостоятельно добывать знания;
  • Создание ситуации комфортности на уроке;
  • Развитие речи обучающихся;
  • развитие умения применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности
Задачи проекта: изучить теоретические основы креативного мышления и технологии проблемно-диалогического обучения; раскрыть суть развития креативного мышления младшего школьника через технологию проблемно-диалогического обучения; применять на уроках изучения нового материала технологию проблемного диалога, обеспечивающую эффективность усвоения знаний; вести разъяснительную работу с родителями о важности развития креативности ребенка

Задачи проекта:

  • изучить теоретические основы креативного мышления и технологии проблемно-диалогического обучения;
  • раскрыть суть развития креативного мышления младшего школьника через технологию проблемно-диалогического обучения;
  • применять на уроках изучения нового материала технологию проблемного диалога, обеспечивающую эффективность усвоения знаний;
  • вести разъяснительную работу с родителями о важности развития креативности ребенка
Гипотеза   Развитие креативного мышления младшего школьника на основе технологии проблемно-диалогического обучения обеспечивает эффективность образовательного процесса

Гипотеза

  • Развитие креативного мышления младшего школьника на основе технологии проблемно-диалогического обучения обеспечивает эффективность образовательного процесса
Актуальность темы  разрешение противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе для успешного решения жизненных задач и умения нестандартно и по-новому мыслить

Актуальность темы

  • разрешение противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе для успешного решения жизненных задач и умения нестандартно и по-новому мыслить
. Познакомилась с работами Л.С. Выготского ( использование творческих заданий), В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова ( идея развивающего обучение) Ш.А. Амонашвили, Е.Л.Мельниковой (проблемно-диалогическе обучение) .В своем опыте я также реализую идеи (В.И. Андреев, М.И, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, , А.В. Хуторской .( приемы развития креативного мышления) Этапы реализации проекта Подготовительный 2010-2011 учебный год изучение теоретических основ проблемы; изучение методов проблемно-диалогического обучения Поисково-экспериментальный 2011-2012 учебный год апробирование модели; мониторинг процесса и промежуточных результатов; корректировка дальнейшей работы. Заключительный 2012--2013 учебный год -оценка эффективности модели; -анализ результатов. Обобщение и распространение опыта.

. Познакомилась с работами Л.С. Выготского ( использование творческих заданий), В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова ( идея развивающего обучение) Ш.А. Амонашвили, Е.Л.Мельниковой (проблемно-диалогическе обучение) .В своем опыте я также реализую идеи (В.И. Андреев, М.И, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, , А.В. Хуторской .( приемы развития креативного мышления)

Этапы реализации проекта

Подготовительный 2010-2011 учебный год

  • изучение теоретических основ проблемы;
  • изучение методов проблемно-диалогического обучения

Поисково-экспериментальный 2011-2012 учебный год

  • апробирование модели;
  • мониторинг процесса и промежуточных результатов;
  • корректировка дальнейшей работы.

Заключительный 2012--2013 учебный год

-оценка эффективности модели;

-анализ результатов.

Обобщение и распространение опыта.

Теоретико-методологические основы  Л.С. Выготский ( использование творческих заданий), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков ( идея развивающего обучение) Ш.А. Амонашвили, Е.Л.Мельникова (проблемно-диалогическе обучение) . В.И. Андреев, М.И, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, , А.В. Хуторской .( приемы развития креативного мышления)

Теоретико-методологические основы

Л.С. Выготский ( использование творческих заданий), В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков ( идея развивающего обучение) Ш.А. Амонашвили, Е.Л.Мельникова (проблемно-диалогическе обучение) . В.И. Андреев, М.И, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, , А.В. Хуторской .( приемы развития креативного мышления)

Классификация методов обучения  Методы  Проблемно-диалогические Поста- новки   проб- лемы Побужда- ющий от проблем-ной ситуации диалог поиска реше- ния Подводя-щий к теме диалог Побужда-ющий к выдвиже-нию и проверке гипотез диалог Традици онные Сообще-ние темы с мотиви-рующим приемом Подводя-щий от проблемы диалог Сообщение темы Подводя-щий без проблемы диалог Сообщение знаний

Классификация методов обучения

Методы

Проблемно-диалогические

Поста-

новки

проб-

лемы

Побужда-

ющий от проблем-ной ситуации диалог

поиска реше-

ния

Подводя-щий к теме диалог

Побужда-ющий к выдвиже-нию и проверке гипотез диалог

Традици

онные

Сообще-ние темы с мотиви-рующим приемом

Подводя-щий от проблемы диалог

Сообщение темы

Подводя-щий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Проблемно-диалогическое обучение Тип обучения,обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога

Проблемно-диалогическое обучение

Тип обучения,обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога

Виды диалога побуждающий подводящий

Виды диалога

  • побуждающий
  • подводящий
Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»   АНАЛИЗ Постановка    проблемы  УЧИТЕЛЬ Подводя щий к теме диалог.  УЧЕНИКИ -Посмотрите на два столбика слов на доске  На доске: мяч                        дочь шалаш                  печь камыш                   мышь -Что заметили общего? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. -В чем различие? Тема В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. -Значит, какая сегодня будет  тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

АНАЛИЗ

Постановка    проблемы

УЧИТЕЛЬ

Подводя

щий к теме диалог.

УЧЕНИКИ

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

Тема

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

 Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»  АНАЛИЗ Постановка     проблемы  УЧИТЕЛЬ «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения  УЧЕНИКИ -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. -Кто догадался, о каком падеже идет речь? Тема -О дательном -Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) -Дательный падеж

Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

Постановка  

  проблемы

УЧИТЕЛЬ

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

УЧЕНИКИ

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

Тема

-О дательном

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

   НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ  УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО

НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ

УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения .

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения .

Правила работы в группах .   1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.  2. Выслушать мнение каждого.  3. Найти общее решение.  4. Выбрать выступающего.      Правила работы в парах. При разговоре смотри на собеседника  Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

Правила работы в группах .

1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2. Выслушать мнение каждого. 3. Найти общее решение. 4. Выбрать выступающего.

Правила работы в парах.

  • При разговоре смотри на собеседника
  • Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
  • Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
Карточка №1. Лицевая сторона: Изменение имен существительных по падежам называется… Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:… Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что… В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что… А у существительного луч – не пишется, так как… На обороте: 1. Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол. 2. Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья. 3. Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

Карточка №1.

Лицевая сторона:

Изменение имен существительных по падежам называется…

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно… Например:…

Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что…

В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что…

А у существительного луч – не пишется, так как…

На обороте:

1. Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.

2. Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.

3. Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

Использование возможностей технологии развития креативного мышления в процессе проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Использование возможностей технологии развития креативного мышления в процессе проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Нестандартные задания  пиктографический диктант;  прием «памятки-зарисовки»;  работа с деформированным текстом

Нестандартные задания

  • пиктографический диктант;

  • прием «памятки-зарисовки»;

  • работа с деформированным текстом

                   КАК   Пиктографический диктант   ПОД      Как из лейки дождик льёт. Под ёлкой спрятался енот.

КАК

Пиктографический диктант

ПОД

Как из лейки дождик льёт.

Под ёлкой спрятался енот.

Прием «памятки-зарисовки программист

Прием «памятки-зарисовки

программист

Ча сы Проверь себя часы

Ча сы

Проверь себя

часы

Проверь себя Ра сс каз     Ра сс каз     Проверь себя рассказ

Проверь себя

Ра сс каз

Ра сс каз

Проверь себя

рассказ

           ЗМИА  плыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.      Работа с деформированным текстом

ЗМИА

плыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа с деформированным текстом

Работа со словом    исследовательская работа;  сочинительство сказок;  создание эссе;  творческий диктант;   проба пера :  стихотворения, сочинения, акростихи

Работа со словом

  • исследовательская работа;

  • сочинительство сказок;

  • создание эссе;

  • творческий диктант;

  • проба пера :

стихотворения, сочинения, акростихи

                         МКОУ « Русановская средняя общеобразовательная   школа имени В.С.Шатохина»  Исследовательская работа по русскому языку  «В мире слов» Работу выполнил ученик 4 класса Шатохин Виктор 2012 г.

МКОУ « Русановская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Шатохина» Исследовательская работа по русскому языку «В мире слов»

Работу выполнил

ученик 4 класса

Шатохин Виктор

2012 г.

Запомните! Печенье: Молочное, Юбилейное, Сливочное, Мария, Сластёна, Земляничное, Гулливер, Деревенское, Изюминка, Топлёное молоко, Сладкоежка, Загадай-ка.

Запомните!

Печенье: Молочное, Юбилейное, Сливочное, Мария, Сластёна, Земляничное, Гулливер, Деревенское, Изюминка, Топлёное молоко, Сладкоежка, Загадай-ка.

Вставьте орфограммы! Печенье: М..лочное, Юбилейн.., Слив..чное, Сл..стёна, Земл..ничное, Д..ревенское, Топлён.. м..локо, Сладкое..ка.

Вставьте орфограммы!

Печенье: М..лочное, Юбилейн.., Слив..чное, Сл..стёна, Земл..ничное, Д..ревенское, Топлён.. м..локо, Сладкое..ка.

 Запомните! Названия конфет: Шипучка, Весна, Сочная долька, Космические, Ласточка, Лесная лакомка, Мишка Косолапый, Ореховая роща, Славянский простор, Праздничные, Петушок - Золотой Гребешок, Южная ночь, Гусиные лапки, Снежок, Маргаритка, Ромашки

Запомните!

Названия конфет: Шипучка, Весна, Сочная долька, Космические, Ласточка, Лесная лакомка, Мишка Косолапый, Ореховая роща, Славянский простор, Праздничные, Петушок - Золотой Гребешок, Южная ночь, Гусиные лапки, Снежок, Маргаритка, Ромашки

 Вставьте орфограммы Конфеты: Ласто..а, В..сна, Со..ая дол..ка, К..смические, Л..сная, К..с..лапый, ..реховая ро.., Сл..вянский, Праздни..ые, Южн.. Ночи, Гусиные ла..ки, Сн..жок, Р..машка, Л..сная.

Вставьте орфограммы

Конфеты: Ласто..а, В..сна, Со..ая дол..ка, К..смические, Л..сная, К..с..лапый, ..реховая ро.., Сл..вянский, Праздни..ые, Южн.. Ночи, Гусиные ла..ки, Сн..жок, Р..машка, Л..сная.

Создание эссе Работу с эссе я строю так : 1 .Предлагаю обучающимся познакомиться с образцом эссе, прежде чем они будут писать свои собственные работы. Например, с текстом М.М.Пришвина «Добро и красота» о том, какие волшебные изменения происходят в лесу после майского дождя . 2 .Прочитав текст, обучающиеся отвечают на вопросы по тексту. Выделяют главную мысль, находят изобразительные средства, поясняют смысл названия, объясняют точку зрения автора, определяют жанр текста. 3.Создание собственного эссе.

Создание эссе

Работу с эссе я строю так :

1 .Предлагаю обучающимся познакомиться с образцом эссе, прежде чем они будут писать свои собственные работы. Например, с текстом М.М.Пришвина «Добро и красота» о том, какие волшебные изменения происходят в лесу после майского дождя .

2 .Прочитав текст, обучающиеся отвечают на вопросы по тексту. Выделяют главную мысль, находят изобразительные средства, поясняют смысл названия, объясняют точку зрения автора, определяют жанр текста.

3.Создание собственного эссе.

 Загадочный мир  Мечта- это удивительный мир, единственный и неповторимый. У каждого из нас есть мечта, и она уникальна.  Однажды мне приснился сон и я поняла: «Вот моя мечта».Но скоро эта мечта сбылась , и появилась новая. Так длилось долго, пока кто-то невидимый мне не сказал : «Пойми: это все не мечты, а зеркальный коридор желаний. Если ты будешь смотреться в каждое зеркальное желание, то дойдешь до мечты. В мечте будешь отражаться не только ты, но и то, что тебя окружает. Если в желаниях ты главный герой, то в мечте ты только один из героев.  Гатилова Олеся

Загадочный мир

Мечта- это удивительный мир, единственный и неповторимый. У каждого из нас есть мечта, и она уникальна.

Однажды мне приснился сон и я поняла: «Вот моя мечта».Но скоро эта мечта сбылась , и появилась новая. Так длилось долго, пока кто-то невидимый мне не сказал : «Пойми: это все не мечты, а зеркальный коридор желаний. Если ты будешь смотреться в каждое зеркальное желание, то дойдешь до мечты. В мечте будешь отражаться не только ты, но и то, что тебя окружает. Если в желаниях ты главный герой, то в мечте ты только один из героев.

Гатилова Олеся

 Творческий диктант  Сапоги – ворона - Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? - Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь? - Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку? - Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

Творческий диктант

Сапоги ворона

- Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?

- Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?

- Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?

- Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

 Проба пера:  стихотворения, сочинения, акростихи

Проба пера:

стихотворения, сочинения, акростихи

Творческая игра на уроках русского языка    Тема «Имя прилагательное»: «Укрась 4 слова»;   По теме «Глагол»: «Загадай объект , используя глаголы прошедшего времени»;  «Запиши правила поведения на уроке» По теме «Предложение»: Найди границы предложений (комический эффект)

Творческая игра на уроках русского языка

Тема «Имя прилагательное»:

«Укрась 4 слова»;

По теме «Глагол»:

«Загадай объект , используя глаголы прошедшего времени»;

«Запиши правила поведения на уроке»

По теме «Предложение»:

Найди границы предложений (комический эффект)

Игра «Укрась четыре слова» (Фото)

Игра «Укрась четыре слова» (Фото)

Роль имен прилагательных в речи.  С. Есенин «Зима»   Интегрированные  уроки  урок русского языка +литературное чтение  2 класс

Роль имен прилагательных в речи.

С. Есенин «Зима»

Интегрированные

уроки

урок русского языка +литературное чтение

2 класс

Вставьте пропущенные буквы.  Найдите лишнее слово.  Запишите с ним словосочетания . сравнение контраст олицетворение

Вставьте пропущенные буквы. Найдите лишнее слово. Запишите с ним словосочетания .

сравнение

контраст

олицетворение

Вставьте пропущенные буквы.  Найдите лишнее слово.  Запишите с ним словосочетания.

Вставьте пропущенные буквы. Найдите лишнее слово. Запишите с ним словосочетания.

 Результативность реализации опыта Качество знаний учащихся по русскому языку Предмет 2010 – 2011 уч. год 2 класс Русский язык 2011 – 2012 уч. год 3 класс 60% 2012 – 2013 уч. год 4 класс  ( 1 пол.) 60% 62,5 %

Результативность реализации опыта

Качество знаний учащихся по русскому языку

Предмет

2010 – 2011 уч. год

2 класс

Русский язык

2011 – 2012 уч. год

3 класс

60%

2012 – 2013 уч. год

4 класс

( 1 пол.)

60%

62,5 %

“ Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

“ Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.