«Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
Дорман Оксана Петровна
МДОУ «Майский детский сад «Солнышко»»
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - В.А.Сухомлинский
Цель моей работы : развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений у детей;
- развивать тактильную чувствительность рук детей.
- проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
Игрушки для развития мелкой моторики у детей
Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
- Обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук .
Мелкая моторика это — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего, младшего дошкольного возраста
Взаимосвязь общей и речевой моторики
Изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как: И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность рук ребёнка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Каким образом происходит развитие мелкой моторики?
- Процесс развития мелкой моторики происходит
естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте.
- Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики ?
Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мною используются, традиционные виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация) и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).
- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание), разминаем пальцами;
- нанизываем крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- застёгиваем пуговицы, крючки, молнии;
- закручиваем шурупы, гайки;
- игры с разными видами конструктора;
Игры
- игры с вкладышами;
- игры с бельевыми прищепками;
- аппликация (сначала рвать, а потом вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);
- игры с крупой, с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
- Сминание пальцами комочков из бумаги;
Упражнения
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.) Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений - геометрических фигур.)
- Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех и т. Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
- Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.), с водой.
- Конструирование из палочек;
- Физические упражнения, основанные на хватательных
движениях.
Средства развития мелкой моторики
Природный материал ,вода, песок
Бумага, нитки, шнурки, ткани
Пластилин ,
Крупы , бусы, пуговицы, куклы
Счетные палочки ,карандаши, цветные палочки
Игры с пуговицами
Игры с крупами
Игры с прищепками
Игры с песком
Игры с крышками
Работа с бумагой
Игры с водой
Пальчиковые игры
Результативность
- Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей младшего возраста, я добилась определённых результатов. У них успешнее начала развиваться речь, усовершенствовалась общая координация движений . Выполняя пальчиками различные упражнения, игры, действия дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие детей, подготавливает их к рисованию и письму.
Работа с родителями –
Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Заключение
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала , что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Список используемой литературы:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] – М., 2006.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Гаврилина С.Е., Кутявина И.Г и др [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000.
- Ткаченко Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику [Текст] – М., 2008.
- . Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. [Текст] / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.
Источник: http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/interesnye-palchikovye-igry-dlya-detej-3-4-let.html Блог мамы: работа + семья © mamrabota.ru
Спасибо