Развитие связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине и серии картин
Выполнила :
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №10 «Звоночек»
Донская Е.В
«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель
Значение картины как дидактического средства образования дошкольников
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН :
✔ Содержание картины должно быть интересным , понятным , воспитывающим положительное отношение к окружающему ;
✔ картина должна быть высокохудожественной : изображения персонажей , животных и других объектов должны быть реалистическими ;
✔ картина должна быть доступна не только по содержанию , но и по изображению . Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей , иначе дети отвлекаются от главного .
Общие требования к организации работы с картиной :
- Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить , начиная со 2- й младшей группы детского сада .
- При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети , тем меньше объектов должно быть изображено на картине .
- После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней ( две - три недели ) и постоянно находится в поле зрения детей .
- Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально . При этом не обязательно , чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .
- Каждый этап работы ( серия игр ) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема .
- Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника , построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов .
Виды рассказывания по картине
1 . Описание предметной картины
- Описание сюжетной картины
- Рассказ по последовательной сюжетной серии картин :
4. Повествовательный
рассказ по сюжетной картине
5. Описание пейзажной картины и натюрморта .
Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине .
Работа по таким картинам строится в несколько этапов :
- выделение значимых объектов картины ;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта ;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины ;
- объединение мини - рассказов в единый сюжет .
Структура занятий
- Часть – вводная (1- 5 минут ). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки , цель которых выяснить представления и знания , настроить детей к восприятию .
- Часть – основная (10- 20 минут ), где используются разные методы и приёмы .
- Часть – итог занятия , где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка .
Методические приемы Функциональная роль Возраст
Методический прием
1.0 бразец рассказа
Подсказывает ребенку примерное содержание , последовательность и структуру монолога
В младшей и средней группе используется в начале занятия .
В старшей и подготовительной к школе группах используется в конце занятия или в случае однообразных рассказов детей .
2. Частичный образец
Облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста .
В старшей и подготовительной к школе группах .
В младшей группе в индивидуальной работе . В средней со всеми детьми .
Планирует высказывание , задает схему , подсказывает последовательность способа связи .
3. Совместное рассказывание
4. Анализ образца рассказа
Привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа .
В средней группе , старшей и подготовительной к школе группах .
5. План рассказа
При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей , признаков и качеств .
В средней группе .
При повествовании - отбору фактов , описанию героев , развитию сюжета .
В старшей и подготовительной к школе группах становится ведущим .
6. Коллективное обсуждение
Активизирует словарь , повышает инициативу детей .
7. Составление рассказа подгруппами
Подсказывает возможное разнообразие содержания рассказов .
Воспитывают самостоятельность , инициативу , чувство коллективизма , ответственности .
8. Моделирование
Старший дошкольный возраст.
Служит ориентиром для последовательного , логичного описания .
9. Оценка детских монологов
Старший дошкольный возраст.
Носит обучающий характер .
Старший дошкольный возраст.
В младших и средних группах носит поощрительный характер . В старшей и п одготовительной группах указывает и на недостатки .
Этапы обучения детей рассказыванию по картине
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ : МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :
- Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему :
- 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное ;
- 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера , когда дети перечисляют изображенные предметы , объекты , к занятиям , упражняющим в связной речи ( ответы на вопросы и составление небольших рассказов ).
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :
В средней группе образец дается для копирования . « Расскажите , как я », « Молодец , запомнил , как я рассказывала »,— говорит педагог , т , е . в этом возрасте не требуется отступления от образца . Рассказ - образец должен отвечать определенным требованиям ( отражать конкретное содержание , быть интересным , коротким , законченным , излагаться четко , живо , эмоционально , выразительно ).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :
Содержание , тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента . Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины , ее жанр , обобщающая беседа о времени года , жизни животных , человеческих отношениях и т . д ., т . е . то , что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей , участие в полилоге , соответствующему теме занятия , лексико - грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности .
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине , что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми .
Оценка
Методики
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств , разработанная русским ученым И . М . Мурашковской .
Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А . Смирновой , которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей .
Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств , разработанная русским ученым И . М . Мурашковской . Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами , воображаемые звуки , вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании .