СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине и серии картин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине и серии картин"»

Развитие связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине и серии картин Выполнила :  старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Звоночек» Донская Е.В

Развитие связной речи дошкольников посредством составления рассказов по картине и серии картин

Выполнила :

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №10 «Звоночек»

Донская Е.В

«Речь  –  удивительное  сильное  средство, но  нужно  иметь  много  ума, чтобы  пользоваться  им»   Г.  Гегель

«Речь удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель

Значение  картины  как  дидактического  средства образования  дошкольников

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Картины  для  работы  с  детьми  различают  по следующим  критериям :

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :

Картины  для  работы  с  детьми  различают  по следующим  критериям :

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям :

ТРЕБОВАНИЯ  К  ОТБОРУ  КАРТИН : ✔  Содержание  картины  должно  быть  интересным , понятным ,  воспитывающим положительное отношение  к  окружающему ; ✔  картина должна  быть высокохудожественной : изображения  персонажей ,  животных  и  других объектов  должны  быть  реалистическими ; ✔  картина  должна  быть  доступна  не  только  по содержанию ,  но  и  по  изображению .  Не  должно  быть картин  с  чрезмерным  нагромождением  деталей , иначе  дети  отвлекаются  от  главного .

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН :

✔ Содержание картины должно быть интересным , понятным , воспитывающим положительное отношение к окружающему ;

✔ картина должна быть высокохудожественной : изображения персонажей , животных и других объектов должны быть реалистическими ;

✔ картина должна быть доступна не только по содержанию , но и по изображению . Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей , иначе дети отвлекаются от главного .

Общие  требования  к  организации  работы  с картиной : Работы  по  обучению  детей  рассказыванию  по  картине  рекомендуется  проводить ,  начиная  со  2- й  младшей  группы  детского  сада .  При  подборе  сюжета  необходимо  учитывать  количество нарисованных  объектов :  чем  младше  дети ,  тем  меньше объектов должно  быть  изображено  на  картине .  После  первой  игры  картина оставляется  в  группе  на  все  время занятий  с  ней  ( две - три недели )  и  постоянно находится в  поле зрения  детей .  Игры  могут проводиться  с подгруппой или  индивидуально .  При этом  не  обязательно ,  чтобы  все  дети  прошли  через  каждую  игру  с данной  картиной .  Каждый  этап  работы  ( серия  игр )  следует  рассматривать  как промежуточный .  Результат  этапа :  рассказ  ребенка  с использованием  конкретного  мыслительного  приема .  Итоговым  можно  считать  развернутый  рассказ  дошкольника , построенный  им  самостоятельно  с  помощью  усвоенных  приемов .

Общие требования к организации работы с картиной :

  • Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить , начиная со 2- й младшей группы детского сада .
  • При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети , тем меньше объектов должно быть изображено на картине .
  • После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней ( две - три недели ) и постоянно находится в поле зрения детей .
  • Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально . При этом не обязательно , чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .
  • Каждый этап работы ( серия игр ) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема .
  • Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника , построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов .
Виды  рассказывания  по  картине 1 .  Описание  предметной  картины Описание  сюжетной  картины Рассказ  по  последовательной  сюжетной серии  картин :

Виды рассказывания по картине

1 . Описание предметной картины

  • Описание сюжетной картины
  • Рассказ по последовательной сюжетной серии картин :
4.  Повествовательный рассказ  по  сюжетной картине 5.  Описание  пейзажной картины  и  натюрморта .

4. Повествовательный

рассказ по сюжетной картине

5. Описание пейзажной картины и натюрморта .

Особым  видом  связного  высказывания  являются  рассказы - описания  по пейзажной картине .  Работа по  таким картинам  строится в  несколько  этапов : выделение  значимых  объектов  картины ; рассматривание  их  и  подробное  описание  внешнего  вида  и  свойств каждого  объекта ; определение взаимосвязи  между  отдельными  объектами  картины ; объединение  мини - рассказов  в  единый  сюжет .

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине .

Работа по таким картинам строится в несколько этапов :

  • выделение значимых объектов картины ;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта ;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины ;
  • объединение мини - рассказов в единый сюжет .
Структура  занятий Часть  –  вводная  (1- 5  минут ).  Включает  в  себя небольшую  вводную  беседу или  загадки ,  цель которых  выяснить  представления  и  знания , настроить  детей  к  восприятию . Часть  –  основная  (10- 20  минут ),  где  используются разные методы  и  приёмы . Часть  –  итог  занятия ,  где  проводиться  анализ рассказов ,  и  даётся  их  оценка .

Структура занятий

  • Часть – вводная (1- 5 минут ). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки , цель которых выяснить представления и знания , настроить детей к восприятию .
  • Часть – основная (10- 20 минут ), где используются разные методы и приёмы .
  • Часть – итог занятия , где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка .

Методические приемы Функциональная роль Возраст

Методический прием

1.0 бразец рассказа

Подсказывает ребенку примерное содержание , последовательность и структуру монолога

В младшей и средней группе используется в начале занятия .

В старшей и подготовительной к школе группах используется в конце занятия или в случае однообразных рассказов детей .

2. Частичный образец

Облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста .

В старшей и подготовительной к школе группах .

В младшей группе в индивидуальной работе . В средней со всеми детьми .

Планирует высказывание , задает схему , подсказывает последовательность способа связи .

3. Совместное рассказывание

4. Анализ образца рассказа

Привлекает внимание к последовательности и структуре рассказа .

В средней группе , старшей и подготовительной к школе группах .

5. План рассказа

При описании помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей , признаков и качеств .

В средней группе .

При повествовании - отбору фактов , описанию героев , развитию сюжета .

В старшей и подготовительной к школе группах становится ведущим .

6.  Коллективное  обсуждение Активизирует  словарь ,  повышает инициативу  детей . 7.  Составление  рассказа подгруппами Подсказывает  возможное разнообразие  содержания  рассказов . Воспитывают  самостоятельность , инициативу ,  чувство коллективизма ,  ответственности . 8.  Моделирование Старший  дошкольный возраст. Служит  ориентиром  для последовательного ,  логичного описания . 9. Оценка  детских монологов Старший  дошкольный возраст. Носит  обучающий  характер . Старший  дошкольный возраст. В  младших  и   средних группах  носит поощрительный  характер .  В старшей  и п одготовительной  группах указывает  и на недостатки .

6. Коллективное обсуждение

Активизирует словарь , повышает инициативу детей .

7. Составление рассказа подгруппами

Подсказывает возможное разнообразие содержания рассказов .

Воспитывают самостоятельность , инициативу , чувство коллективизма , ответственности .

8. Моделирование

Старший дошкольный возраст.

Служит ориентиром для последовательного , логичного описания .

9. Оценка детских монологов

Старший дошкольный возраст.

Носит обучающий характер .

Старший дошкольный возраст.

В младших и средних группах носит поощрительный характер . В старшей и п одготовительной группах указывает и на недостатки .

Этапы  обучения  детей  рассказыванию  по  картине

Этапы обучения детей рассказыванию по картине

ЭТАПЫ  ОБУЧЕНИЯ  РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО  КАРТИНЕ : МЛАДШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ : Основные  задачи  воспитателя  в  работе  по  картине сводятся  к  следующему :  1)  обучение  детей  рассматриванию картины ,  формирование  умения замечать  в  ней  самое главное ; 2)  постепенный  переход  от  занятий  номенклатурного характера ,  когда  дети  перечисляют  изображенные  предметы , объекты ,  к  занятиям ,  упражняющим  в  связной  речи  ( ответы на вопросы  и  составление  небольших  рассказов ).

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ : МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :

  • Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему :
  • 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное ;
  • 2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера , когда дети перечисляют изображенные предметы , объекты , к занятиям , упражняющим в связной речи ( ответы на вопросы и составление небольших рассказов ).
СРЕДНИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ : В  средней  группе  образец  дается  для  копирования .  « Расскажите , как  я »,  « Молодец ,  запомнил ,  как  я  рассказывала »,—  говорит  педагог , т ,  е .  в  этом  возрасте  не  требуется  отступления  от  образца .  Рассказ - образец  должен  отвечать  определенным  требованиям  ( отражать конкретное  содержание ,  быть  интересным ,  коротким ,  законченным , излагаться  четко ,  живо ,  эмоционально ,  выразительно ).

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :

В средней группе образец дается для копирования . « Расскажите , как я », « Молодец , запомнил , как я рассказывала »,— говорит педагог , т , е . в этом возрасте не требуется отступления от образца . Рассказ - образец должен отвечать определенным требованиям ( отражать конкретное содержание , быть интересным , коротким , законченным , излагаться четко , живо , эмоционально , выразительно ).

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ : Содержание ,  тематика  картин ,  использующих  в  старшем  дошкольном  возрасте ,  требуют  предоставить  занятиям  большего  познавательного  и эстетического  акцента .  Во  вступительной  беседе  уместной  может  быть  краткая  информация  о  жизни  и  творчестве  художника  —  автора  картины ,  ее  жанр ,  обобщающая  беседа  о  времени  года ,  жизни  животных ,  человеческих  отношениях  и  т . д .,  т . е .  то ,  что  настраивает  детей  на  восприятие  картины . Обращение  к  собственному  опыту  детей ,  участие  в  полилоге , соответствующему  теме  занятия ,  лексико - грамматические  упражнения  также активизируют  умственную  и  речевую  деятельность  дошкольников ,  побуждают их  к  инициативности . Одно  из  центральных  мест  в  структуре  занятия  занимает  беседа  по  картине , что  происходит  после  ее  молчаливого  рассмотрения  детьми .

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ :

Содержание , тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента . Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника автора картины , ее жанр , обобщающая беседа о времени года , жизни животных , человеческих отношениях и т . д ., т . е . то , что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей , участие в полилоге , соответствующему теме занятия , лексико - грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности .

Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине , что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми .

Оценка

Оценка

Методики Эффективным  дополнением к беседе по  содержанию картины является  модифицированная  методика  восприятия  изображенного  на картине  различными  органами  чувств ,  разработанная  русским ученым  И .  М .  Мурашковской . Современная  методика  применения  серий  сюжетных  картин  для развития  связности  речи  старших  дошкольников  разработана русским  методистом А .  А .  Смирновой ,  которая  не  только разработала серии  картин ,  но  и  предложила  эффективную  методику стимулирования  связной  речи  детей . Эффективным  дополнением  к  беседе  по  содержанию  картины  является модифицированная  методика  восприятия  изображенного  на  картине  различными органами  чувств ,  разработанная  русским  ученым  И .  М .  Мурашковской .  Методика построена  на  принципах  теории  решения  изобретательских  задач  ТРИЗ  и  направлена на  формирование  у  детей  умений  воспринимать  изображение  через  мнимые возможные  ощущения  от  соприкосновения  с  различными  объектами ,  воображаемые звуки ,  вкусы  и  ароматы  и  обучения  передавать  в  связном  высказывании .

Методики

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств , разработанная русским ученым И . М . Мурашковской .

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А . Смирновой , которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей .

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств , разработанная русским ученым И . М . Мурашковской . Методика построена на принципах теории решения изобретательских задач ТРИЗ и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами , воображаемые звуки , вкусы и ароматы и обучения передавать в связном высказывании .