СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием метода каталога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление сказки с помощью метода каталога заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Метод каталога можно применять и специализированно для автоматизации звуков на уровне словосочетаний и предложений. А также и составления составление творческого рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием метода каталога»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА» «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КАТАЛОГА» Подготовила: воспитатель Арсеньева З.И.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КАТАЛОГА»

Подготовила:

воспитатель

Арсеньева З.И.

АКТУАЛЬНОСТЬ Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область .

АКТУАЛЬНОСТЬ

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область .

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ:

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
УЧИТЬСЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

УЧИТЬСЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество.

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач. Благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ также дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

ТРИЗ существенно повышает вероятность решения творческих задач. Благодаря использованию методов и приемов, системы алгоритмов, которую можно перевести в модели, ТРИЗ также дает ребенку возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

МЕТОДА КАТАЛОГА Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Цель метода: Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

МЕТОДА КАТАЛОГА

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г.

Цель метода: Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени.

МЕТОДА КАТАЛОГА Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия. Метод можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

МЕТОДА КАТАЛОГА

Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия.

Метод можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет. С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям: Игры и творческие задания Составление моделей сказок

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям:

Игры и творческие задания

Составление моделей сказок

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ «Назови героя». Цель: Учить объединять героев по заданному признаку. «Действия героя». Цель: Учить перечислять все возможные действия героя, проводить аналогии в действиях героев разных сказок. «Волшебник». Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы. «Где-то, кто-то». Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. «Парад волшебников». Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени. «Сказочные слова». Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. «В какой сказке». Цель: учить находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу.

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К

СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

  • «Назови героя». Цель: Учить объединять героев по заданному признаку.
  • «Действия героя». Цель: Учить перечислять все возможные действия героя, проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
  • «Волшебник». Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы.
  • «Где-то, кто-то». Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.
  • «Парад волшебников». Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени.
  • «Сказочные слова». Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
  • «В какой сказке». Цель: учить находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу.
СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ СКАЗОК Спасательные ситуации в сказках. Цель: сочинение всевозможных сюжетов и концовок. Умение, находить выход из, порой, трудных обстоятельств. Сказки «по-новому». Сказки от «живых» капель и клякс.

СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ СКАЗОК

  • Спасательные ситуации в сказках. Цель: сочинение всевозможных сюжетов и концовок. Умение, находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
  • Сказки «по-новому».
  • Сказки от «живых» капель и клякс.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ СКАЗОК наличие положительного и отрицательного героев; зло, причинённое отрицательным героем; борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ СКАЗОК

  • наличие положительного и отрицательного героев;
  • зло, причинённое отрицательным героем;
  • борьба положительного героя со злом;
  • присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ Детям предлагается сочинить сказку с помощью выбранных героев – объектов природы (по картинке, игрушке, из мешочка или из книги). Далее обращаемся к детям с вопросами, на которые они «находят» слова на открытой наугад странице книги. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же странице, либо педагогу переделать слово в нужную часть речи. Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ

  • Детям предлагается сочинить сказку с помощью выбранных героев – объектов природы (по картинке, игрушке, из мешочка или из книги).
  • Далее обращаемся к детям с вопросами, на которые они «находят» слова на открытой наугад странице книги. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слово на этой же странице, либо педагогу переделать слово в нужную часть речи.
  • Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ Когда сказка составлена, дети придумывают ей название. Воспитатель уточняет вопросы, на которые дети отвечали с целью выведения алгоритма составления сказки. Затем идет восстановление всего текста кем-нибудь из детей. После того, как сказка придумана, организуется продуктивная деятельность (дети рисуют, лепят, вырезают сказочных героев).

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ

  • Когда сказка составлена, дети придумывают ей название.
  • Воспитатель уточняет вопросы, на которые дети отвечали с целью выведения алгоритма составления сказки.
  • Затем идет восстановление всего текста кем-нибудь из детей.
  • После того, как сказка придумана, организуется продуктивная деятельность (дети рисуют, лепят, вырезают сказочных героев).
ЧТОБЫ ДЕТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ НЕ ТЕРЯЛИ ИНТЕРЕСА К СОЧИНИТЕЛЬСТВУ, НЕОБХОДИМО: проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе; эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.); если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

ЧТОБЫ ДЕТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ НЕ ТЕРЯЛИ ИНТЕРЕСА К СОЧИНИТЕЛЬСТВУ, НЕОБХОДИМО:

  • проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;
  • эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);
  • если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.
ТРУДНОСТИ МЕТОДА КАТАЛОГА Первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. А первые, сочиненные ими истории, неинтересны и кратки. По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и сам «читает» ответы. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать придуманные истории и рассказывать их так, как артисты сказочники. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

ТРУДНОСТИ МЕТОДА КАТАЛОГА

Первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. А первые, сочиненные ими истории, неинтересны и кратки.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и сам «читает» ответы. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать придуманные истории и рассказывать их так, как артисты сказочники.

Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Метод каталога можно применять и специализированно для автоматизации звуков на уровне словосочетаний и предложений. А также и составления составление творческого рассказа. Мешочки, которые используются для осуществления этих форм работы, наполнены картинным материалом, насыщенным звуком, который автоматизируется. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод каталога можно применять и специализированно для автоматизации звуков на уровне словосочетаний и предложений. А также и составления составление творческого рассказа. Мешочки, которые используются для осуществления этих форм работы, наполнены картинным материалом, насыщенным звуком, который автоматизируется.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!