РЕАЛИЗАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В.И. Кнутас
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ,
а для инвалидов также в соответствии с ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА ».
ЗАДАЧИ
- создание условий, необходимых для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации
- повышение уровня доступности образования
- повышение качества образования
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории
- максимальное расширение доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям
АООП РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ВСЕХ КАТЕГОРИЙ
- слепых и слабовидящих обучающихся
- обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
- обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи
- обучающихся с задержкой психического развития
- обучающихся с умственной отсталостью
- обучающихся с расстройством аутистического спектра
- обучающихся со сложными дефектами
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
- Основные задачи реализации содержания
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
- Общая характеристика учебного предмета, курса
- Планируемые результаты освоения программы
- Календарно – тематическое планирование по предмету
- Вариант 1- специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
- Вариант 2 - специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.
- Вариант 3 - специального стандарта (не цензовый)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции (в основном дети с интеллектуальными нарушениями.).
- Вариант 4 - специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. ( в соответствии с ФЗ № 273 необучаемых детей нет.)
ВАРИАНТ,
по которому рекомендовано обучаться ребенку-инвалиду или ребенку с ОВЗ определяет краевая ПМПК с согласия родителей и на основе медицинских показаний
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания
- специальные учебники, учебные пособия и дидактический материал
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника)
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
- обеспечение доступа в здания организаций
- обеспечение других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ
ТРУДНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- разработка программно-нормативных документов
- изменения образовательного процесса
- создание без барьерной физкультурно-образовательной среды
- повышается психологическое напряжение специалиста по физической культуре
ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- изменение содержания образовательного процесса
- выбор учебного материала в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе
- определения системы оценивания их успехов в двигательной деятельности
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
- Объяснять назначение каждого нового физического упражнения
- Приспосабливать техники изучаемых упражнений к реальным возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции
- Оказывать внимание каждому ученику, оценивать, поощрять даже малейшие успехи занимающихся
- Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения
- Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и показывать профессиональную компетентность
- Знать возрастные особенности занимающихся
- Изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся
- Соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к трудному» и др.)
СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО ВАРИАНТА 3.2
- Вариант 3.2 предполагает, что обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения , образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья
- Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
- включение коррекционно-развивающей области
- расширение предметных представлений, коммуникативных навыков
- использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности
- соблюдение регламента зрительных и тактильных нагрузок
- реализация офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима
- использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения
- чередование тактильной нагрузки со слуховым, зрительным восприятием учебного материала
- обеспечение доступности учебной информации при выполнении итоговых работ увеличения времени на их выполнение
- Использование специальных тифлотехнических и оптических средств
СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО ВАРИАНТА 3.3
- Вариант 3.3 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников , не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
- Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
- включение коррекционно-развивающей области, направленной на целенаправленное развитие
- расширение предметных представлений, коммуникативных навыков, социальную адаптацию
- повышение педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью слепых обучающихся
- соблюдение регламента зрительных и тактильных нагрузок
- реализация офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима
- использование приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения
- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия выполнение итоговых работ и увеличения времени на их выполнение
- использование специальных тифлотехнических и средств
ПРОЦЕДУРА
ИТОГОВОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОЦЕНКИ
- учет текущего психического и соматического состояния ребенка адаптация предлагаемого ребенку материала
- упрощение инструкций и формы предъявления
- оказание необходимой дозированной помощи
СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АООП НОО ВАРИАНТА 3.4
- Вариант 3.4 предполагает, что слепой обучающийся с умственной отсталостью получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников , не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки
- Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
- развитие в разных социальных сферах
- Использование специальных тифлотехнических и оптических средств, облегчающих учебно-познавательную деятельность обучающимся
- устройств позволяющих преобразовывать визуальную информацию в речь
- в случае наличия у слепых обучающихся глухоты использование средства контактной тактилологии
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
Вариант 3.1- 3.2
Вариант 3.3
Дополнительные задачи
Вариант 3.4
Профилактика вторичных нарушений физического развития. Владение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие). Развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, равновесие). Развитие потребности в занятиях физической культурой. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях.
Основные задачи
Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема.
Укрепление здоровья, содействие формированию первоначальных умений в области физической культуры. Развитие движений, основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Использование остаточного зрения при выполнении физических упражнений. Формирование знаний о допустимой физической нагрузке и имеющихся противопоказаниях. Развитие потребности в физических упражнениях. Повышение мобильности.
Основные задачи:
Формирование представлений о собственном теле, формирование схемы тела. Освоение доступных видов физических упражнений. Накопление двигательного опыта. Коррекция нарушений физического развития.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
Вариант 3.1- 3.2
Вариант 3.3
Основные задачи:
Вариант 3.4
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере.
Основные задачи:
Повышение функциональных возможностей организма.
Обогащение двигательных умений.
Повышение двигательной активности.
Развитие жизненно необходимых двигательных навыков.
Формирование жизненно-важных двигательных умений.
Развитие основных физических качеств.
Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики.
Преодоление скованности, физической пассивности.
Обогащение сенсомоторного опыта.
Исправление неправильной осанки, походки.
Коррекция навязчивых стереотипных движений.
Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки.
Развитие мышечного чувства.
Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.
Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!