Просмотр содержимого документа
«Презентация «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»»
Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
6 класс
Цель урока : выяснить особенности стиля А. П. Чехова, некоторые приемы создания комического.
Эпиграф "Краткость-сестра таланта«
А.П. Чехов.
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Обратимся к рассказу:
- Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?
- Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
- Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
- Пахло от него хересом и флёрдоранжем.
- Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
- Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Навьючен
чемоданами
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии. — Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
Задание: составить синквейн:
1 ряд -толстый
2 ряд -тонкий
Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору:
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Это Чехов говорил о себе
Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»