СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Решение генетических задач по схемам родословных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение генетических задач по схемам родословных

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Решение генетических задач по схемам родословных"»

Подготовка к ЕГЭ.  Решение генетических задач по схемам родословных

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков. Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом , а его братьев и сестер пробанда называют сибсами .
  • Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков. Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом , а его братьев и сестер пробанда называют сибсами .
Символы, применяемые при составлении родословных

Символы, применяемые при составлении родословных

При анализе родословных учитывают следующие типы наследования признаков. Аутосомно-доминантный тип наследования. 1.  Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероят­ностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерози­готны. 4. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%.

При анализе родословных учитывают следующие типы наследования признаков.

  • Аутосомно-доминантный тип наследования.
  • 1. Больные встречаются в каждом поколении.
  • 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.
  • 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероят­ностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерози­готны.
  • 4. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%.
Аутосомно-рецессивный тип наследования:   1.  Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. Часто проявляется при близкородственных браках.

Аутосомно-рецессивный тип наследования:

  • 1. Больные встречаются не в каждом поколении.
  • 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.
  • 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену.
  • 4. Часто проявляется при близкородственных браках.
Сцепленный с X -хромосомой (с полом) доминантный тип наследования : 1 . Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с ве­роятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетеро­зиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%.

Сцепленный с X -хромосомой (с полом) доминантный тип наследования :

  • 1 . Больные встречаются в каждом поколении.
  • 2. Болеют в большей степени женщины.
  • 3. Если отец болен, то все его дочери больны.
  • 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с ве­роятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетеро­зиготна.
  • 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%.
Сцепленный с Х- хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1.  Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых ро­дителей 25%, больной девочки—0%.

Сцепленный с Х- хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования.

  • 1. Больные встречаются не в каждом поколении.
  • 2. Болеют, в основном, мужчины.
  • 3. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых ро­дителей 25%, больной девочки—0%.
Голандрический тип наследования ( Y -сцепленное наследование ). 1.  Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.

Голандрический тип наследования ( Y -сцепленное наследование ).

  • 1. Больные встречаются в каждом поколении.
  • 2. Болеют только мужчины.
  • 3. Если отец болен, то все его сыновья больны.
  • 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.
 4.  Цитоплазматическое наследование:   признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов; признак передается потомкам только от матери; мать, несущая признак, передает его либо всему по­томству, либо только его части.

4. Цитоплазматическое наследование:

  • признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов;
  • признак передается потомкам только от матери;
  • мать, несущая признак, передает его либо всему по­томству, либо только его части.
Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы:  Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих  признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если  его обладателем является один из родителей?

Этапы решения задачи

  • Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный.

Ответьте на вопросы:

  • Признак встречается во всех поколениях или нет?
  • Часто ли признак встречается у членов родословной?
  • Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется?
  • Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают?
  • Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?
2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.   Ответьте на вопросы: как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак?

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.

Ответьте на вопросы:

  • как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)?
  • лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак?
3. Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. И исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

3. Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. И исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

Вопрос :   По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом . Определите генотипы родителей ( оба гомозиготы ) и потомства в первом и втором поколениях.

Вопрос : По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом . Определите генотипы родителей ( оба гомозиготы ) и потомства в первом и втором поколениях.

 Р АА  + аа  Гам. А а   F1  Аа  + аа  Гам. А,а а   F2 аа Аа +  аа    Гам. А, а а   F3 аа Аа

Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа

Схема решения задачи включает:   Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа;  Генотип первого поколения: сын - Аа;  Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын – Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

Схема решения задачи включает: Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа; Генотип первого поколения: сын - Аа; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын – Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины: — ощущает как горький, - не ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов ро­дословной.

Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины: — ощущает как горький, - не ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов ро­дословной.

Ответ

Ответ

Задания для самостоятельного решения  По изображенной на рисунке  родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Задания для самостоятельного решения По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Определите характер наследования указанных признаков: а) Леворукости:

Определите характер наследования указанных признаков: а) Леворукости:

Определите характер наследования указанных признаков:

Определите характер наследования указанных признаков:

Определите характер наследования указанных признаков:

Определите характер наследования указанных признаков:

Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной.

Решение:

  • Решение:
  • Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют.
  • Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.
  • Определяем генотипы членов родословной. Введем обо­значения генов: А - доминантная аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа.
  • Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной - аа .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!