Автор: Волкова Ольга Владимировна
МОУ Туношенская СОШ имени
Героя России А.А. Селезнева
Ярославского МР
Ярославской области
Развитие представлений о значимости нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи.
образовательные: способствовать формированию
представлений о роде и семье, о
социальной роли членов семьи, о
своей родословной
развивающие: развивать коммуникативные навыки
воспитательные: подвести детей к пониманию
значимости семьи для каждого
человека, учить детей дорожить
своими близкими, выражать им
благодарность, относиться с
уважением
ПЛАН УРОКА :
- А с чего же начинается Родина для каждого из вас?
- Какие нормы и правила помогают вам жить достойно?
- Какие понятия, усвоенные в рамках
курса «Основы светской этики»,
вы можете назвать?
- А где мы получаем свой первый
жизненный опыт?
Для каждого человека важно иметь в жизни прошлое, настоящее, будущее. Это определяет его собственную судьбу. Человеку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, как и все живое на земле. Мы с вами не появились на свет сами по себе. У каждого есть папы и мамы. У любого из нас есть еще предки и родственники.
- Каким одним словом мы можем назвать наших родных? - Каким старинным словом можно заменить слово семья?
Самостоятельная работа в группах «Портрет слова семья» Выбрать слова друзья враги ассоциации
- Как возникли фамилии? - А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у нее история?
Многие семьи имеют свой фамильный герб. - Почему они разные? - Отчего это зависит?
Герб
Демидовых
«В верхней части в серебряном поле три зеленые рудоискатель-ные лозы, в нижней части на черном поле серебряный молот».
Герб Голенищевых-Кутузовых
В центре гербового щита М.И. Кутузова изображен древний прусский герб – черный одноглавый орел с короной на голове.
Герб князей Италийских графов Суворовых-Рымникских
Каких близких родственников вы знаете?
«В мире все на все похоже: Змея – на ремешок из кожи, Кот – на пижаму, Ты – на меня, А я – на маму.»
Семья каждого человека – это самая близкая часть его рода. Своей семьей надо гордиться и любить ее. А вы хорошо знаете свою семью? В каждой семье есть свои традиции, каждый человек выполняет свою роль. Семья – своеобразный механизм, если что-то в нем неисправно, то останавливается вся работа.
Работа с учащимися по вопросам:
- Кто какую роль выполняет в вашей семье?
- Есть ли общая роль у всех членов семьи?
- Какие обязанности в семье вы выполняете?
- Ребята, а что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно?
- Какие традиции есть в вашей семье?
- Когда вы станете взрослыми, какими будут ваши семьи?
Знакомство с понятием «семейные ценности» (работа в группах) Каждый род что-то объединяет. Посмотрите на слова. Что, по-вашему, из этого списка должно объединять каждый род?
Верность традициям забота любовь
Сквернословие фамилия общее увлечение
Добрые дела драка общие предки
Подарки праздники ссора
Обида сходство взаимопонимание
А вот вам и загадки про вас и про ваших родственников:
- Я составила родословное дерево, получилось две бабушки, два дедушки, четыре прабабушки, восемь прадедушек.
Может такое быть?
- Две матери, две дочери, бабушка с внучкой, сколько всех?
- У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер?
- Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
- Что принадлежит тебе, а пользуются этим другие?
Подведение итогов урока:
Домашнее задание