Просмотр содержимого документа
«Презентация . Родительское собрание "Адаптация первоклассников"»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
Сегодняшний первоклассник отличается своей большей раскованностью, меньшей самостоятельностью.
Восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».
Внимание его непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему.
Мышление претерпевает большие изменения - от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Адаптация к школе-естественное состояние человека , проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Основные компоненты психологической готовности к школе:
1. Умственная готовность.
2. Мотивационная готовность.
3. Эмоционально-волевая готовность.
4. Готовность к общению с одноклассниками и учителям.
- Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- усталый, утомленный внешний вид ребенка;
- неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость;
- нарушения во взаимоотношениях со сверстниками;
- снижение успеваемости, потеря интереса к учебе;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Причины школьной дезадаптации:
- низкая готовность к школе;
- несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
- отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
- неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
- чрезмерная требовательность родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ ШКОЛЫ
- Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
- Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
- Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
- Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.
Домашние мероприятия
- Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
- Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
- Детальный разбор школьного дня — как он был проведен первоклассником;
- Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
- Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
- Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
- Полноценное разнообразное и рациональное питание
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ ТИПИЧНОМУ РЕБЕНКУ БЕЗ ОСОБЫХ ПРОБЛЕМ СО ЗДОРОВЬЕМ (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИБО ПСИХИЧЕСКИХ) БЫСТРО ОСВОИТЬСЯ В ШКОЛЕ.
- Хвалить, а не ругать.
- Сравнение с другими — недопустимо.
- Щадящая оценка.
- Развитие скрытого потенциала.
- Награда.