ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Роль личности педагога в формировании общих компетенций обучающихся
Е.В. Калинина, преподаватель
Барабинск - 2023
- Личность педагога всегда играла важную роль в жизни нашего общества. Ведь именно ему предоставляется возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности.
- Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями.
- Сухомлинский В.А. писал, что «учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимопонимания»
- Любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность.
- Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности преподавателя.
- Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент.
- Вот почему мировоззрение педагога, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учащихся.
- Два основных компонента личности педагога – личностные и профессиональные качества.
- Профессиональные качества педагога являются основным показателем уровня педагогического мастерства.
- Личностные качества педагога должны дополнять профессиональные и составлять общую картину его личности. Эти качества охватывают как отношение педагога к учащимся, так и к самому себе.
- Ведущая форма взаимодействия – сохраняющая высокий уровень активности обучаемого.
- В процессе совместной учебной деятельности происходит переход инициативы с полюса преподавателя на полюс учащегося.
- Педагог должен построить учебный процесс таким образом, чтобы осуществлялось внимание к личности учащегося через совместную учебную деятельность, приобщая учащегося к культурным общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество как равноправных партнеров по учебной деятельности.
- Согласно ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденному приказом Минобрнауки РФ №514 от 12 мая 2014 г. фельдшер должен обладать определенным набором общих компетенций .
- Соответственно, невозможно воспитать данные качества, если педагог сам ими не обладает.
- Мы попытались соотнести формируемые общие компетенции с видами деятельности педагога, определить ситуации, в которых преподаватель может формировать ОК, результаты обобщили в таблице.
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Подробная мотивация изучения тем, конкретизация значимости знаний, умений для будущего специалиста
Задания, максимально воссоздающие профессиональную среду
Трансляция видеосюжетов реальных условий профессиональной деятельности (обучающих и мотивационных)
Регулярное посещение на практических занятиях и учебной практике отделений медицинской организации, общение с пациентами
Проведение бесед, классных часов, конференций по профессиональным темам
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Строгое планирование занятий, соблюдение плана, 100% выполнение норм труда
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Планомерность обучения и контроля достижений обучающихся
Задания с выполнением по строгому алгоритму, после их успешного выполнения – задания, требующие нестандартного подхода
Обязательное выполнение своих обещаний
Совместная учебно-исследовательская работа, совместная подготовка докладов к конференциям
Вербальное поощрение активности и качества подготовки обучающихся
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития
Саморазвитие педагога,
изучение современных подходов к преподаванию, к лечебно-диагностической, профилактической и другим видам деятельности
Подбор актуальных источников, работа с электронной библиотечной системой, нормативно-правовыми актами, периодическими изданиями,
Обучение студентов самостоятельному подбору авторитетных источников
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Саморазвитие педагога по мере совершенствования ИКТ
Изучение опыта внедрения ИКТ в других образовательных учреждениях (регулярные публикации в периодических изданиях, в том числе на образовательных сайтах), изучение медицинских информационных систем
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Активное и эффективное взаимодействие с коллегами в рамках работы ЦМК, МО, педагогического совета и др. постоянных и временных объединений, с руководством, потребителями образовательных услуг (родителями и студентами), медицинским персоналом, потребителями медицинских услуг (пациентами), строгое соблюдение норм этики, деонтологии
Участие в тренингах, различных неформальных мероприятиях по сплочению коллектива
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Участие в командных формах работы (подготовка совместных внеаудиторных мероприятий, мастер-классов и т.д.), участие в работе ЦМК, педагогического совета
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации
Участие в командных тренингах с последующим анализом и обсуждением
Составление и планомерное выполнение плана мероприятий по самообразованию
Изучение и внедрение в образовательный процесс принципов бережливого производства, новых практик в образовании и здравоохранении, тайм-менеджмента и др.
Участие в педагогических конференциях с подготовкой докладов
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Изучение новых технологий, нормативных документов, алгоритмов, стандартов по оказанию медицинской помощи
Участие в вебинарах по новым технологиям в образовании и здравоохранении
Участие в качестве эксперта в региональных чемпионатах Абилимпикс и Профессионалы
Прохождение стажировок на рабочих местах в медицинских организациях
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Участие в общеколледжных воспитательных мероприятиях, в т.ч. в качестве организатора Проведение еженедельных «Разговоров о важном», церемоний установки Государственного флага РФ и исполнения Государственного гимна РФ
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 11 . Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
Личное участие в волонтерской деятельности, в мероприятиях по экологическому воспитанию, организация внеаудиторных мероприятий по темам гражданско-патриотического, экологического, этического воспитания
Постоянный самоконтроль за соблюдением на рабочем месте указанных норм санитарии, безопасности, охраны труда
Формируемая общая компетенция
Способы формирования
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
Личный пример ведения здорового образа жизни, участие во внеаудиторных спортивных мероприятиях, неделе здоровья, сдача норм ГТО
Подготовка совместно со студентами учебно-исследовательских работ по темам ЗОЖ и физической культуры
Организация работы инфопалаток и т.д.
- Из всего сказанного следует, что личность педагога – это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений.
- Синтез личностных и профессиональных качеств педагога способствует высокой эффективности педагогического процесса, воспитанию развитого духовно и морально подрастающего поколения.
Список использованных источников
- 1. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы – вопросы образования. – М., 1990. – С. 102.
- 2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 514 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 N 32673)
- 3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М.: Педагогика, 1979. – С. 347.