СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Самое лучшее открытие - то, которое ребёнок делает сам." Ральф у. Эмерсон.

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка"»

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка . Воспитатель: Вихляева Алла Павловна МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа» (дошкольные группы)

Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка .

Воспитатель: Вихляева Алла Павловна

МБОУ «Фокинская средняя общеобразовательная школа» (дошкольные группы)

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».       (В.А Сухомлинский)

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».      

(В.А Сухомлинский)

  Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Слово «эксперимент » происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.
  •   Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
  • Слово «эксперимент » происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.
  • Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.
Главными задачами во  взаимодействии с  родителями считаю:  - во-первых, установить   партнёрские отношения с   семьёй  каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; - во-вторых, создать  атмосферу общности   интересов; - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Главными задачами во  взаимодействии с  родителями считаю:

  • - во-первых, установить   партнёрские отношения с   семьёй  каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • - во-вторых, создать  атмосферу общности 

интересов;

  • - в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах : наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов. 
  • Работа в данном направлении совместно с родителями осуществляется в различных формах : наблюдение, опыты, прогулки, путешествия, походы, экскурсии и пр., что способствует значительному продвижению в развитии познавательных интересов. 
Итак, какие же советы : • никогда не отказываться от совместных действий с  ребенком , игр и т. п. ; • не следует отмахиваться от желаний  ребенка , ведь в основе этого  «любопытства»  лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании; • нельзя запрещать исследовательскую  деятельность , т. к. это сковывает активность и самостоятельность ; • нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду  деятельности . Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку  деятельности .
  • Итак, какие же советы :
  • • никогда не отказываться от совместных действий с  ребенком , игр и т. п. ;
  • • не следует отмахиваться от желаний  ребенка , ведь в основе этого  «любопытства»  лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
  • • нельзя запрещать исследовательскую  деятельность , т. к. это сковывает активность и самостоятельность ;
  • • нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду  деятельности . Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку  деятельности .
Организация новой формы сотрудничества с  семьёй  требует предварительной подготовки, просвещения родителей. Первый этап – организационно-подготовительный . На этом этапе проводится диагностическая и просветительская  деятельность  с родителями и детьми. Родительские собрания. Проводятся с  целью : знакомство родителей с экспериментально-исследовательской  деятельностью , как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира ; Консультации на тему : « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников »; Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы; Рекомендации :  «Проводите с детьми дома» .
  • Организация новой формы сотрудничества с  семьёй  требует предварительной подготовки, просвещения родителей.
  • Первый этап – организационно-подготовительный .
  • На этом этапе проводится диагностическая и просветительская  деятельность  с родителями и детьми.
  • Родительские собрания. Проводятся с  целью : знакомство родителей с экспериментально-исследовательской  деятельностью , как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира ;
  • Консультации на тему : « Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников »;
  • Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;
  • Рекомендации«Проводите с детьми дома» .
Второй этап – основной  (организация взаимодействия родителей и детей) . На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.
  • Второй этап – основной  (организация взаимодействия родителей и детей) .
  • На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.
  • ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
  • (для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).
  • *Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • *Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • *Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • *Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • *Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • *Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
  • *Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • *Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • *Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • *С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • *Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Вывод: Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет: - Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности). - Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
  • Вывод:
  • Практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:
  • - Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
  • - Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Совместные опыты родителей и детей дома

Совместные опыты родителей и детей дома