«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей». Подготовила воспитатель Мельникова Ирина Викторовна
Игровая деятельность Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не только в учебной деятельности, а еще в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Характеристика основных видов игр и их классификация
Условно игры можно разделить на две основные группы:
- Сюжетно- ролевые – деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители.
- Игры с правилами . К таким играм относятся дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.
1 . В игре придумывается сюжет -значит развивается фантазия. 2. В игре ведутся диалоги между играющими- значит развивается речь. 3. Используются заместители предметов- развивается воображение. 4. Придумываются костюмы дети проявляют творчество. 5. В игре познается окружающий мир. 6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. 7. развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам) .
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
- Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
- Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать .
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
- Задачи :
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры ;
- определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей;
- разработать перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры»;
- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр;
- побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм;
представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
В соответствии с планом: изучение литературы и опыта коллег, создание развивающей среды, деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа по самообразованию была начата с изучения и анализа мною методической литературы:
- Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
- Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, признание, принятие личности ребенка.
- Для решения поставленных задач в работе с детьми по теме самообразования, я использовала методы и приемы :
- Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
- Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
- комплексный метод руководства игрой.
- Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной.
- Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом» , «семья» , «праздники» , «дни рождения» . И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, ….)
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков» , в Зайца и Волка.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А.С. Макаренко
Фото-отчет
«Зоопарк» Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
«Детский сад» Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх.
«Мой огород» формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.\
«Цирк» азвивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней .
«БОЛЬНИЦА» Способствовать возникновению у детей умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками
«Космос» учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе .
«Библиотека» Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников. Способствование умению применять в игре полученные знания. Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.
«Парикмахерская» Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу
«Семья» Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Продолжать формировать у детей умение передавать в игре несколько последовательных эпизодов
Дайте детству состояться!
Дайте детству наиграться!