ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при УИН»
Русские самородки
Классный час, посвящённый русским мастерам, изобретателям, учёным.
«Изобретательство – это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу.»
И. Кулибин
Презентацию подготовила учитель Г.Ф. Полещук
Герой грустного рассказа Н. Лескова «Левша» -
талантливый русский умелец-самоучка – удивил
европейцев своим искусством, но, вернувшись
на родину, умер в безвестности. Его искусство
Родине не пригодилось.
Левша – это образ сказочный, выдуманный писателем.
Но как много таких левшей было в истории России.
Тогда власти не доверяли своим талантам,
предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.
- Иван Иванович Ползунов изобрёл первый в мире паровой двигатель.
- Иван Петрович Кулибин изобрёл множество оригинальных машин.
- Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.
- Друг Пушкина Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф.
- Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Лодыгин придумали первую в мире электрическую лампочку.
- Александр Фёдорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолёт.
- Александр Степанович Попов первым в мире сделал радиоприёмник.
Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск – покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы.
К сожалению, их идеи не получили поддержки на родине, а слава первенства досталась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже.
Сегодня мы поговорим о тех, кто стоял у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, учёных.
Иван Петрович Кулибин -«Механик-самородок» - так называется наш рассказ о выдающемся русском механике-изобретателе.
Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II.
Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, крышка их открывалась каждый час, являя взору храм Вознесения Христова, а ровно в полдень часы играли сочинённую изобретателем мелодию.
В благодарность автор получил 1000 рублей и был назначен механиком при Петербургской Академии наук с жалованьем и казённой квартирой.
Кулибину жилось нелегко. Большинство академиков было иностранцами. Они относились к Кулибину высокомерно, презирали доморощенного учёного, который не окончил университета. Но он всегда находил защиту у царицы и у князя Потёмкина.
И.П. Кулибин
1735-1818гг.
Работая в этой должности, он придумал и воплотил в жизнь большое количество разных приборов, но ничего из этого не нашло практического применения.
Ещё одно чудо-сооружение, которое построил Кулибин, - это модель моста в натуральную величину для Лондонской академии наук. По заказу нужно было сделать дугообразный мост без свай и опор.
В 1776 г. Кулибин спроектировал одно-арочный мост через Неву длиной 298 метров.
Более четырёх лет строил Кулибин этот гигантский мост. Испытание этого сооружения собрало толпу зрителей. Мост выдержал все нагрузки и подтвердил мастерство русского механика, но и этот проект «за ненадобностью» не был претворён в жизнь.
Смекалка, любознательность, остроумие проявлялись в каждом деле, за которое принимался Иван Петрович.
Работая механиком при Петербургской Академии наук, Кулибин смастерил телескоп, микроскоп , изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них – речное машинное судно, которое могло передвигаться против течения, протезы (шарнирные «механические ноги»), семафорный телеграф, «самокатки» (велосипеды), прожектора, машины для промывки золота, сеялка, лифт, часы новой конструкции,… но ничего из этого не нашло в то время практического применения…
Всё это Кулибин делал не ради денег и славы. Изобретательство для него было отдушиной в его нелёгкой жизни.
Чтобы облегчить труд бурлаков, Кулибин создаёт такое водоходное судно, которое приводится в движение речным течением.
Выезд «самокатки» Кулибина
В нашей стране именем И.П. Кулибина названы улицы, парки, есть много памятников, а мастеров-самоучек, которые любят что-то переделать или улучшить в машинах и механизмах, называют «Кулибиными»
Ползунов Иван Иванович- русский изобретатель - самоучка, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
Ползунов был солдатским сыном, но сумел окончить первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. С 20 лет он работал на заводах Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. В то время на заводах господствовал тяжёлый ручной труд.
Некоторые механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и прудов. Но речка и пруд могли обмелеть, тогда всё производство останавливалось.
Иван Ползунов поставил перед собой задачу, по тому времени невиданной смелости – ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжёлых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причём некоторые «детальки» весили почти 3 тонны.
В 1766 году И.И. Ползунов построил свою «огнедействующую машину» на одном из барнаульских заводов.
В отличие от паровых насосов , которые были известны - в его изобретении отсутствовали недостатки, это был проект универсальной машины непрерывного действия.
Машина предназначалась для воздуходувных мехов, нагнетающих воздух в плавильные печи.
Машина была собрана, но увидеть её в работе Ивану Ползунову не пришлось – он умер 27 мая 1766 года от чахотки за неделю до пробного пуска машины, по всей видимости, напряжение работы сыграло в этом свою роль.
Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль.
К сожалению, после смерти изобретателя хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов, паровой двигатель сломался и был заброшен. Машину разобрали, и про изобретение Ползунова все забыли.
Человечеству пришлось ждать ещё, целых 16 лет, пока англичанин Джеймс Уатт не создал свою паровую машину, которому и присвоили пальму первенства.
(Действующая модель машины Ползунова хранится в Алтайском государственном краеведческом музее в Барнауле.)
Мемориальная доска на здании Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова
Мемориальная доска в Барнауле, на доме где работал Ползунов
Памятник И.И. Ползунову (1728-1766), изобретателю первой паровой двухцилиндровой машины расположился напротив главного корпуса Политехнического университета г. Барнаул. Он сам по себе - достопримечательность университетского сквера.
Улица Ползунова в Барнауле
Крепостные изобретатели паровоза.
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, отец и сын, - замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность.
Е.А. Черепанов
М.Е. Черепанов
(1803- 1849)
(1774-1842)
Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт.
Черепановы сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков – токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных. Но самое главное их дело – это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов.
Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала. В 1810году на Колыванском заводе на Алтае Пётр Фролов проложил железную дорогу длиной в два километра с конной тягой.
Самая первая железная дорога в мире.
1834г., паровоз Черепановых
Первый поезд и первая железная дорога
В 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостные Ефим и Мирон Черепановы построили железную дорогу с паровой тягой.
Первая русская железная дорога была всего 800м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км в час. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.
Строительство сети железных дорог в России началось с Царскосельской железной дороги.
30 октября 1837 года в 12.30 дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза, и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт- Петербург – Царское Село.
Длина дороги составила 26,3 километра.
Нижний Тагил.
Достопримечательности города
Памятники Ефиму и Мирону Черепановым
Станция Лихоборы. . Памятник 100летию МОЖД
Александр Фёдорович Можайский — создатель первого в мире самолёта.
1 марта1825 года родился Александр Фёдорович Можайский - русский контр-адмирал, создатель первого в мире самолёта.
Идея создания аэродинамического летательного аппарата возникла у Можайского, по словам его сына , в 1856 году, под влиянием наблюдений за полётом птиц.
В 1876 году он начал работать над проектом задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха.
(1825-1890г.г.)
Известно, что для взлёта и посадки модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полёты со скоростью свыше 5 м/сек.
Летом 1881 года основные части самолёта были готовы. Для сборки аппарата изобретателю был отведён участок на Красносельском военном поле близ Санкт-Петербурга. "Моноплан строился, - пишет автор статьи, - в загородке из досок без крыши. Дождь часто поливал и портил машину. Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Всё обтянуто тонкой шёлковой материей, пропитанной лаком. Крылья удерживались проволочными веревками, натянутыми к мачтам. Двигателей –два. Винтов - три о четырёх лопастях каждый, два в прорезях крыльев, против большого двигателя. Третий - на носу лодки, на валу от меньшего двигателя. Работа шла медленно по случаю безденежья, чего г. Можайский не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было".
Передний винт вращался на валу двигателя в 10 л. с. Другие два винта приводились в движение ременными передачами от двигателя в 20 л. с. Вращались они в разные стороны. Согласно "Журналу" заседания комиссии по рассмотрению проекта летательного прибора А. Ф. Можайского, "матерчатая поверхность имеет 4000 кв. футов (1 фут=30,48см; примерно12,2кв. м), вес самолета должен составлять 57 пудов (1 пуд=16,38кг; примерно 934кг)...".
В 1882 году самолёт, названный Можайским "Жар-Птицей", был готов к испытаниям. Для разбега самолёта была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного деревянного настила.
20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолёт в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому — И.Н. Голубеву .
Самолёт поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом около 934 кг летел со скоростью 11 метров в секунду(39,6км/ч). Пропеллеры приводились в движение паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с.
При посадке было повреждено крыло самолёта, а механик получил травму.
В Военной энциклопедии (изд. 1914 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович» говорится:
«Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».
17 декабря 2003 года весь мир (Россия — не
исключение) отмечал 100 лет со дня полёта
первого в мире самолёта. Аэроплан братьев
Райт (США) поднялся в воздух 17 декабря
1903 года и за 12 секунд пролетел 37 метров.
Как считается, с того дня и началась история авиации.
Но первый в мире аэроплан был построен в России на 20 лет раньше братьев Райт.
Основываясь на опытах Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году на Балтийском заводе в Петербурге тяжёлый самолёт "Русский витязь". Вслед за ним в 1914г.- "Илья Муромец« и др.
Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского изобретателя, предложившего во второй половине XIX века конструкцию самолёта, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.
Контр-адмирал, пионер авиации, талантливый художник, первооткрыватель основного закона аэродинамики, сильный руководитель. Все эти качества сочетал в себе один человек – Александр Фёдорович Можайский.
Память о Можайском . Имя Александра Федоровича продолжает жить. В его честь названы улицы и проезды во многих городах России. С гордостью несёт свое название Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, выпускниками которой являются выдающиеся учёные, военные деятели.
В честь Александра Фёдоровича названо уравнение существования летательного аппарата, а на Украине ежегодно проходят Международные молодежные научно-технические чтения им. Можайского.
Иван Петрович Кулибин:
«Изобретательство – это такое занятие, которое вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу».
Мы живём в век научно-технической революции. Каждый день совершаются новые открытия. Все эти достижения цивилизации – результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия.
Россия действительно очень богатая страна. Но главное её богатство – не золото, не нефть, не природные ископаемые, а люди.
Будем надеяться, что новые российские левши, учёные, изобретатели всё-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.
При подготовке презентации использованы материалы Интернета:
http://www.soloby.ru/480984/ практически-использованы-изобретения- кулибина - ползунова ;
https://go.mail.ru/search_images?q= Памятники%20%20изобретателям%20Черепановым%20-%20картинки%20-%20фото%2 C%20 краткое%20описание& src = go&sbmt =1612612831380&hasnavig=0#urlhash=3017350150013623014
https://centerkik.ru/sovremennyjj-dizajjn-chastnogo-doma/sikorskii-aviakonstruktor-biografiya-nacionalnost-russkii-farman.html
https://aviation21.ru/aleksandr-fyodorovich-mozhajskij-sozdatel-pervogo-v-mire-samolyota/
https:// fb.ru/article/348416/mojayskiy-aleksandr-fedorovich-biografiya-dostijeniya-i-interesnyie-faktyi
Кроме того, использованы материалы презентации преподавателя КГА ПОУ «Губернаторский авиастроительный колледж», г. Комсомольск-на-Амуре, Костиной Т.В.