СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку по теме "Антонимы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация русский язык»

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка

в 5 классе

Назовите антонимы

Назовите антонимы

 . Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя» Для чего нужны антонимы?

.

Антоним

греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»

Для чего нужны антонимы?

И нам с тобой пришёл черёд  Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо ,  А ты ответишь:    плохо. Скажу я слово великан ,  А ты ответишь: кроха. Скажу я слово потолок ,  А ты ответишь: пол. Скажу я слово потерял ,  И скажешь ты: нашёл.

И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово хорошо , А ты ответишь:

плохо.

Скажу я слово великан , А ты ответишь:

кроха.

Скажу я слово потолок , А ты ответишь:

пол.

Скажу я слово потерял , И скажешь ты:

нашёл.

Выполните синтаксический разбор предложения  Запишите пословицу  Сколько в ней антонимичных пар? Ученье - свет, а неученье – тьма. Ученье – неученье; свет – тьма.

Выполните синтаксический разбор предложения

Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар?

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Ученье – неученье; свет – тьма.

Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби …  . Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его …  .  Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.) Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Вставьте нужные антонимы

Любишь брать, люби … .

Сытый … не разумеет.

Иди вперёд, а оглядывайся ….

Корень учения горек, да плод его … .

Чему служат антонимы в этих пословицах?

(Противопоставлению положительного отрицательному.)

Какие части речи могут выступать в роли

антонимов?

(Почти все!)

Подберите к прилагательному несколько антонимов  Надёжный друг - …  .  (Неверный, коварный, ненадёжный,  вероломный.)   Как называются группы этих слов?  (Синонимический ряд.)  Чем отличаются антонимы от  синонимов?

Подберите к прилагательному

несколько антонимов

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

Как называются группы этих слов?

(Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от

синонимов?

В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно ; радостный – грустный , используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не .

В каких предложениях употреблены

антонимы, а в каких синонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно ; радостный – грустный , используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не .

Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.  С каким словом возникли сложности?  Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая.

Устно подберите антонимы

к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

С каким словом возникли сложности? Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал,   ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). 2. Лёгкий (труд, путь,    ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный).

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся  Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. Царевна была добрая, а царица злая. Герасим был хороший, а барыня плохая. Эта речка не широкая, а узкая. Проверь:

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся

  • Герасим был хороший, а барыня жестокая.
  • Эта речка не широкая, а мелкая.
  • Царевна была добрая, а царица плохая.
  • Царевна была добрая, а царица злая.
  • Герасим был хороший, а барыня плохая.
  • Эта речка не широкая, а узкая.

Проверь:

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?

Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов? Какова роль антонимов в речи? Подведём итоги

Что такое антонимы?

Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

Что нужно учитывать при подборе антонимов?

Какова роль

антонимов в речи?

Подведём итоги

Использованные материалы http://new-people.info/index.php http://www.proshkolu.ru/download/1339346/7e3a0679f186ea98/ Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004

Использованные материалы

http://new-people.info/index.php

http://www.proshkolu.ru/download/1339346/7e3a0679f186ea98/

  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!