САМООЦЕНКА РЕБЁНКА ШАГИ К АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ
клинический психолог
Яна Алексеевна Турковская
2019 Киров
самооценка
Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки.
Завышенная
Адекватная
Заниженная
развитие самооценки
1 – реальное «Я» - идеальное «Я» (каким человек хотел бы быть)
2 – оценивание себя так, как его оценивают другие
3 – оценивание успешности через личную идентичность
Самооценка всегда носит субъективный характер!
этапы развития
Ранний возраст (0-3,5 лет)
- до 3,5 лет - первые проявления самооценки
- около 3,5 лет - реакции на успех и неудачу
этапы развития
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
- умение и способность правильно оценивать себя, успехи, неудачи, личностные качества
- различия между мальчиками и девочками
этапы развития
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
- высокое значение оценкам, которые дают взрослые (не ждет оценки, а добивается)
этапы развития
Младший школьный возраст
- личностное новообразование – самооценка (адекватная, завышенная, заниженная)
- оказывает влияние оценка взрослого, который является для ребенка авторитетом
этапы развития
Подростковый возраст
- повышение самосознания
- потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности
- 10–11 лет – отрицательная личностная характеристика
- к 13 годам – добавляются положительные изменения, рост самоуважения
- к 14 годам – менее категоричные суждения («иногда», «почти», «мне кажется»)
отдельные поступки
черты характера
личностные особенности
Что влияет на развитие самооценки ?
Семья
Социальное окружение
Образ «Я», самоуважение, самопознание
Особенности формирования высокой самооценки
- Гармоничные отношения в семье, сплоченность и солидарность отношения с братьями и сестрами более близкие, менее конфликтные
- Ревность и соперничество встречается редко
- Родители знают больше половины друзей
Основа для социального развития
Способность к сотрудничеству
Уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием
Особенности формирования низкой самооценки
- Связана с попытками сформировать способность к аккомодации
- Требования к ребенку:
- послушание умение подстраиваться под других зависимость от взрослых
- послушание
- умение подстраиваться под других
- зависимость от взрослых
в повседневной жизни
- бесконфликтное общение
- бесконфликтное общение
со сверстниками
Социальное окружение и образ «Я»
- Колебания частной самооценки вызывают изменения в жизни: успех или неудача, сравнивание себя с другими, влияние социума и т.д.
- Колебания самооценки зависит от:
- общего уровня самоуважения тревожности специфических качеств, которые подверглись обесцениванию того, как человек оценивает источник информации насколько доверяет
- общего уровня самоуважения
- тревожности
- специфических качеств, которые подверглись обесцениванию
- того, как человек оценивает источник информации
- насколько доверяет
- Происходит сравнение: личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями себя с другими людьми
- личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями
- себя с другими людьми
Сравнение себя с другими, а других – по себе.
Ребенку необходимо иметь положительное представление о себе!
Поведение и мысли родителей
Влияние на самооценку детей
Что делать?
- указывают на недостатки, высмеивают успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать предъявляют завышенные требования считают ребенка неумелым, неловким, глупым
- указывают на недостатки, высмеивают
- успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать
- предъявляют завышенные требования
- считают ребенка неумелым, неловким, глупым
- чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным не верит в свои возможности не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок
- чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным
- не верит в свои возможности
- не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок
- формировать веру в себя! не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой! верить в своего ребенка!
- формировать веру в себя!
- не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой!
- верить в своего ребенка!
Как определить самооценку ребенка?
Обратите внимание на высказывания детей:
- «У меня ничего не получится» – говорит так, еще не приступив к выполнению дела
- «Я не буду это делать…, я проиграю» - упадническое настроение – обычное настроение
- «Я не виноват, что так получилось» – панически боится признать свою ошибку
- «Меня ничего не интересует» - не любит ходить в школу, свои неудачи в учебе объясняет нелюбовью учителей
- «Все против меня» – болезненно переносит критику, думает, что его умышленно оскорбляют и высмеивают
высказывания указывают на пониженную
самооценку ребенка
Шаги к адекватной самооценке
- Создание положительного семейного микроклимата:
- установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности уважительно относитесь ко всем членам семьи искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье
- установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности
- уважительно относитесь ко всем членам семьи
- искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это
- старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье
Именно близкие люди обязаны помочь ребенку увидеть свои достоинства и недостатки, поправлять их в нужный момент и поддерживать!
Шаги к адекватной самооценке
- Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи,
ВАЖНО подбодрить и убедить его, что при определенных стараниях он справится. Как появятся небольшие сдвиги, их надо отметить.
Если самоуверен, хвастается своими достижениями ,
НЕОБХОДИМО положительно оценивая его действительные успехи, отметить недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.
Шаги к адекватной самооценке
- Если на замечания окружающих ребенок реагирует как на несправедливые , рассматривает их как придирки – это указывает на то, что самооценка неадекватно завышенная.
ВАЖНО не заставлять признавать свои ошибки публично, а помочь ему убедиться в существовании этих недостатков , научить задумываться о себе, о своем поведении, о взаимоотношениях.
Частое неоправданное захваливание приводит к тому, что у ребенка формируется завышенный уровень притязаний
Шаги к адекватной самооценке
- Ребенок – это личность ! Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье. Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка). Отмечайте успехи и достижения! Разговаривайте и умейте слушать. Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации. Повышайте нравственную сферу жизни ребенка.
- Ребенок – это личность !
- Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье.
- Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка).
- Отмечайте успехи и достижения!
- Разговаривайте и умейте слушать.
- Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации.
- Повышайте нравственную сферу жизни ребенка.
Шаги к адекватной самооценке «Я-сообщения»
Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого
«Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец».
А вот воспитывать при помощи так называемого
- «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях от первого лица:
«Я не люблю…, мне не нравится…, меня обижает…
Например: «Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит».
Я- сообщение незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о ребенке. И ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий.
Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, чтобы вы могли договориться, разрешить проблему.
В семье, где часто используется Я- сообщение
царит атмосфера доверия!
тел. +7-909-136-1607 Viber/WhatsApp
email: [email protected]
vk.com/psychology_yana
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ