СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаги к адекватной самооценке ребенка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адекватная самооценка - это один из самых больших подарков, которые родители могут сделать своим детям.

С помощью презентации на лекции для родителей можно рассказать о том, что такое самооценка и её виды, как она формируется, как влияет на развитие и формирование характера и личности ребенка, от каких факторов (особенно в семье) зависит.

Возрастная категория: для родителей детей от 0 до 16 лет.

Просмотр содержимого документа
«Шаги к адекватной самооценке ребенка»

САМООЦЕНКА РЕБЁНКА   ШАГИ К АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ      клинический психолог Яна Алексеевна Турковская  2019 Киров

САМООЦЕНКА РЕБЁНКА ШАГИ К АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ

клинический психолог

Яна Алексеевна Турковская

2019 Киров

самооценка  Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки.  Завышенная Адекватная Заниженная

самооценка

Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки.

Завышенная

Адекватная

Заниженная

развитие самооценки 1 – реальное «Я» - идеальное «Я» (каким человек хотел бы быть) 2 – оценивание себя так, как его оценивают другие 3 – оценивание успешности через личную идентичность Самооценка всегда носит субъективный характер!

развитие самооценки

1 – реальное «Я» - идеальное «Я» (каким человек хотел бы быть)

2 – оценивание себя так, как его оценивают другие

3 – оценивание успешности через личную идентичность

Самооценка всегда носит субъективный характер!

этапы развития  Ранний возраст (0-3,5 лет)  до 3,5 лет - первые проявления самооценки  около 3,5 лет - реакции на успех и неудачу

этапы развития

Ранний возраст (0-3,5 лет)

  • до 3,5 лет - первые проявления самооценки

  • около 3,5 лет - реакции на успех и неудачу

этапы развития Средний дошкольный возраст (4-5 лет)  умение и способность правильно оценивать себя, успехи, неудачи, личностные качества различия между мальчиками и девочками

этапы развития

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

  • умение и способность правильно оценивать себя, успехи, неудачи, личностные качества
  • различия между мальчиками и девочками
этапы развития Старший дошкольный возраст (6-7 лет)   высокое значение оценкам, которые дают взрослые (не ждет оценки, а добивается)

этапы развития

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

  • высокое значение оценкам, которые дают взрослые (не ждет оценки, а добивается)

этапы развития Младший школьный возраст личностное новообразование – самооценка (адекватная, завышенная, заниженная) оказывает влияние оценка взрослого, который является для ребенка авторитетом

этапы развития

Младший школьный возраст

  • личностное новообразование – самооценка (адекватная, завышенная, заниженная)
  • оказывает влияние оценка взрослого, который является для ребенка авторитетом
этапы развития Подростковый возраст повышение самосознания потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности 10–11 лет – отрицательная личностная характеристика к 13 годам – добавляются положительные изменения, рост самоуважения к 14 годам – менее категоричные суждения («иногда», «почти», «мне кажется») отдельные поступки черты характера личностные особенности

этапы развития

Подростковый возраст

  • повышение самосознания
  • потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности
  • 10–11 лет – отрицательная личностная характеристика
  • к 13 годам – добавляются положительные изменения, рост самоуважения
  • к 14 годам – менее категоричные суждения («иногда», «почти», «мне кажется»)

отдельные поступки

черты характера

личностные особенности

Что влияет на развитие самооценки ? Семья Социальное окружение Образ «Я», самоуважение, самопознание

Что влияет на развитие самооценки ?

Семья

Социальное окружение

Образ «Я», самоуважение, самопознание

Особенности формирования высокой самооценки Гармоничные отношения в семье, сплоченность и солидарность отношения с братьями и сестрами более близкие, менее конфликтные Ревность и соперничество встречается редко Родители знают больше половины друзей  Основа для социального развития Способность к сотрудничеству Уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием

Особенности формирования высокой самооценки

  • Гармоничные отношения в семье, сплоченность и солидарность отношения с братьями и сестрами более близкие, менее конфликтные
  • Ревность и соперничество встречается редко
  • Родители знают больше половины друзей

Основа для социального развития

Способность к сотрудничеству

Уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием

Особенности формирования  низкой самооценки Связана с попытками сформировать способность к аккомодации Требования к ребенку: послушание умение подстраиваться под других зависимость от взрослых послушание умение подстраиваться под других зависимость от взрослых в повседневной жизни бесконфликтное общение бесконфликтное общение со сверстниками

Особенности формирования низкой самооценки

  • Связана с попытками сформировать способность к аккомодации
  • Требования к ребенку:
  • послушание умение подстраиваться под других зависимость от взрослых
  • послушание
  • умение подстраиваться под других
  • зависимость от взрослых

в повседневной жизни

  • бесконфликтное общение
  • бесконфликтное общение

со сверстниками

Социальное окружение и образ «Я» Колебания частной самооценки вызывают изменения в жизни: успех или неудача, сравнивание себя с другими, влияние социума и т.д. Колебания самооценки зависит от: общего уровня самоуважения тревожности специфических качеств, которые подверглись обесцениванию того, как человек оценивает источник информации насколько доверяет общего уровня самоуважения тревожности специфических качеств, которые подверглись обесцениванию того, как человек оценивает источник информации насколько доверяет Происходит сравнение: личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями себя с другими людьми личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями себя с другими людьми Сравнение себя с другими, а других – по себе.

Социальное окружение и образ «Я»

  • Колебания частной самооценки вызывают изменения в жизни: успех или неудача, сравнивание себя с другими, влияние социума и т.д.
  • Колебания самооценки зависит от:
  • общего уровня самоуважения тревожности специфических качеств, которые подверглись обесцениванию того, как человек оценивает источник информации насколько доверяет
  • общего уровня самоуважения
  • тревожности
  • специфических качеств, которые подверглись обесцениванию
  • того, как человек оценивает источник информации
  • насколько доверяет
  • Происходит сравнение: личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями себя с другими людьми
  • личного «Я» с прошлым или будущим, а свои притязания с достижениями
  • себя с другими людьми

Сравнение себя с другими, а других – по себе.

Ребенку необходимо иметь положительное представление о себе! Поведение и мысли родителей Влияние на самооценку детей Что делать? указывают на недостатки, высмеивают успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать предъявляют завышенные требования считают ребенка неумелым, неловким, глупым указывают на недостатки, высмеивают успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать предъявляют завышенные требования считают ребенка неумелым, неловким, глупым чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным не верит в свои возможности не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным не верит в свои возможности не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок формировать веру в себя! не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой! верить в своего ребенка! формировать веру в себя! не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой! верить в своего ребенка!

Ребенку необходимо иметь положительное представление о себе!

Поведение и мысли родителей

Влияние на самооценку детей

Что делать?

  • указывают на недостатки, высмеивают успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать предъявляют завышенные требования считают ребенка неумелым, неловким, глупым
  • указывают на недостатки, высмеивают
  • успехи – случайность, а неудачи – это то, что можно ожидать
  • предъявляют завышенные требования
  • считают ребенка неумелым, неловким, глупым
  • чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным не верит в свои возможности не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок
  • чувствует себя неуютно, не бывает открытым и спокойным
  • не верит в свои возможности
  • не начинает новое дело, находит много препятствий и отговорок
  • формировать веру в себя! не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой! верить в своего ребенка!
  • формировать веру в себя!
  • не сравнивать со сверстниками, а только с самим собой!
  • верить в своего ребенка!
Как определить самооценку ребенка? Обратите внимание на высказывания детей: «У меня ничего не получится» – говорит так, еще не приступив к выполнению дела «Я не буду это делать…, я проиграю» - упадническое настроение – обычное настроение «Я не виноват, что так получилось» – панически боится признать свою ошибку «Меня ничего не интересует» - не любит ходить в школу, свои неудачи в учебе объясняет нелюбовью учителей «Все против меня» – болезненно переносит критику, думает, что его умышленно оскорбляют и высмеивают  высказывания указывают на пониженную  самооценку ребенка

Как определить самооценку ребенка?

Обратите внимание на высказывания детей:

  • «У меня ничего не получится» – говорит так, еще не приступив к выполнению дела
  • «Я не буду это делать…, я проиграю» - упадническое настроение – обычное настроение
  • «Я не виноват, что так получилось» – панически боится признать свою ошибку
  • «Меня ничего не интересует» - не любит ходить в школу, свои неудачи в учебе объясняет нелюбовью учителей
  • «Все против меня» – болезненно переносит критику, думает, что его умышленно оскорбляют и высмеивают

высказывания указывают на пониженную

самооценку ребенка

Шаги к адекватной самооценке Создание положительного семейного микроклимата: установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности уважительно относитесь ко всем членам семьи искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности уважительно относитесь ко всем членам семьи искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье  Именно близкие люди обязаны помочь ребенку увидеть свои достоинства и недостатки, поправлять их в нужный момент и поддерживать!

Шаги к адекватной самооценке

  • Создание положительного семейного микроклимата:
  • установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности уважительно относитесь ко всем членам семьи искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье
  • установите в семье систему правил, норм , определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности
  • уважительно относитесь ко всем членам семьи
  • искренне интересуйтесь жизнью ребенка и семьи, их интересами, вкусами, принимайте это
  • старайтесь создавать и поддерживать доверительные отношения в семье

Именно близкие люди обязаны помочь ребенку увидеть свои достоинства и недостатки, поправлять их в нужный момент и поддерживать!

Шаги к адекватной самооценке Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, ВАЖНО  подбодрить и убедить его, что при определенных стараниях он справится. Как появятся небольшие сдвиги, их надо отметить.  Если самоуверен, хвастается своими достижениями , НЕОБХОДИМО  положительно оценивая его действительные успехи, отметить недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

Шаги к адекватной самооценке

  • Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи,

ВАЖНО подбодрить и убедить его, что при определенных стараниях он справится. Как появятся небольшие сдвиги, их надо отметить.

Если самоуверен, хвастается своими достижениями ,

НЕОБХОДИМО положительно оценивая его действительные успехи, отметить недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

Шаги к адекватной самооценке Если на замечания окружающих ребенок реагирует как на несправедливые , рассматривает их как придирки – это указывает на то, что самооценка неадекватно завышенная. ВАЖНО не заставлять признавать свои ошибки публично, а помочь ему убедиться в существовании этих недостатков , научить задумываться о себе, о своем поведении, о взаимоотношениях. Частое неоправданное захваливание приводит к тому, что у ребенка формируется завышенный уровень притязаний

Шаги к адекватной самооценке

  • Если на замечания окружающих ребенок реагирует как на несправедливые , рассматривает их как придирки – это указывает на то, что самооценка неадекватно завышенная.

ВАЖНО не заставлять признавать свои ошибки публично, а помочь ему убедиться в существовании этих недостатков , научить задумываться о себе, о своем поведении, о взаимоотношениях.

Частое неоправданное захваливание приводит к тому, что у ребенка формируется завышенный уровень притязаний

Шаги к адекватной самооценке Важно помнить и знать: Ребенок – это личность ! Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье. Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка). Отмечайте успехи и достижения! Разговаривайте и умейте слушать. Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации. Повышайте нравственную сферу жизни ребенка. Ребенок – это личность ! Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье. Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка). Отмечайте успехи и достижения! Разговаривайте и умейте слушать. Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации. Повышайте нравственную сферу жизни ребенка.

Шаги к адекватной самооценке

  • Важно помнить и знать:
  • Ребенок – это личность ! Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье. Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка). Отмечайте успехи и достижения! Разговаривайте и умейте слушать. Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации. Повышайте нравственную сферу жизни ребенка.
  • Ребенок – это личность !
  • Воспитание чувства достоинства, похвала, поощрение, одобрение - создает положительную атмосферу в семье.
  • Ориентируйте на достижение цели (соизмеримой возможностям ребенка).
  • Отмечайте успехи и достижения!
  • Разговаривайте и умейте слушать.
  • Помогите увидеть, найти выход из сложной ситуации.
  • Повышайте нравственную сферу жизни ребенка.
Шаги к адекватной самооценке  «Я-сообщения» Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого  «Ты сообщения»:  «Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец». А вот воспитывать при помощи так называемого  «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях от первого лица: «Я не люблю…, мне не нравится…, меня обижает… Например: «Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит». Я- сообщение незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о ребенке. И ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий. Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, чтобы вы могли договориться, разрешить проблему. В семье, где часто используется Я- сообщение  царит атмосфера доверия!

Шаги к адекватной самооценке «Я-сообщения»

Хвалить ребенка можно при помощи, так называемого

  • «Ты сообщения»:

«Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец».

А вот воспитывать при помощи так называемого

  • «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих переживаниях от первого лица:

«Я не люблю…, мне не нравится…, меня обижает…

Например: «Меня огорчает, когда мой сын (дочь) меня не слышит».

Я- сообщение незаменимо, когда родители раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе, о своих чувствах, а не о ребенке. И ребенок воспринимает такое высказывание родителей не как оценку его действий.

Я- сообщение предназначено для того, чтобы ребенок услышал и понял вас, чтобы вы могли договориться, разрешить проблему.

В семье, где часто используется Я- сообщение

царит атмосфера доверия!

тел. +7-909-136-1607 Viber/WhatsApp email: yana_s43@mail.ru vk.com/psychology_yana БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

тел. +7-909-136-1607 Viber/WhatsApp

email: [email protected]

vk.com/psychology_yana

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

© 2020 528 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!