САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ
Причины, последствия, профилактика
ПОБЕГ - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома,
какого-либо учреждения.
Отличия подростков
- - низкий уровень социального интеллекта;
- - низкая самооценка, отсутствие друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;
- - несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
- - низкая социальная активность,
- - безразличие к судьбе окружающих и своей собственной;
- - потребительское отношение к близким, обществу и государству, в целом.
Причины самовольных уходов
- психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в учреждении;
- тяга к кровной семье;
- жажда новых впечатлений и развлечений;
- «синдром бродяжничества»
Причинами могут быть:
наличие скрытого конфликта; недоверие к окружающим; высокая тревожность; низкая самооценка; задержка психического развития.
Типы побегов
- эмансипационные,
- импульсивные,
- демонстративные,
- дромоманические .
Последствия самовольных уходов:
- 1. Создание обстановки всеобщей подозрительности, недоверия. Нарушение нормального хода воспитательного процесса.
2. Временное ужесточение режима, предъявление повышенных требований ко всем детям, что немедленно вызывает ответное сопротивление.
3. «Бегунам» не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам.
4. Велика социальная опасность совершаемых деяний из-за возможности совершения уголовного преступления.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В деятельности по предупреждению самовольных уходов важна ранняя профилактика .
Профилактика побегов
ОБЩАЯ
ЧАСТНАЯ
Общепрофилактическая работа
- всестороннее изучение воспитанников;
- проведение разъяснительной работы о последствиях самовольного ухода;
- создание обстановки защищенности личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной доброжелательности, гуманности, ответственности;
- развенчание показного героизма «бегунов»;
- решительная борьба с "воровскими традициями", нормами и "законами", одобряющими такие действия .
Частная профилактика
- изучение мотивов самовольных уходов и принятие мер по их перестройке;
- раннее выявление приготовлений к самовольному уходу и их пресечение;
- выявление лиц, провоцирующих на самовольные уходы, и принятие к ним соответствующих мер;
- организация постоянного контроля за поведением, действиями, кругом общения несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам ;
- проведение индивидуальной разъяснительной работы с лицами, склонными к самовольным уходам;
- определение роли каждого ребёнка в совершении групповых самовольных уходов;
- - расследование поведения каждого "беглеца";
- - применение к ним мер общественного и дисциплинарного воздействия;
- - применение к лицам, страдающим психическим заболеванием, лечебно-профилактических мер.
Создание условий для нормального воспитания и развития личности ребенка в учреждении.
Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой психологический климат в учреждении, который способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд.
И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.
.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
- Проявления доброты, внимания и заботы;
- Просьба
- Поощрение
- Авансирование личности
- Прощение
- Проявление огорчения
- Поручительство
- Убеждение
- Внушение
- Доверие
- Вовлечение в интересную деятельность
- Моральная поддержка
Основные направления работы воспитателя с детьми
1 . Индивидуальный подход.
2. Создание комфортных условий ребенку в коллективе.
3. Проведение воспитательных часов по правовому воспитанию, проблемам поведения
4. Обеспечение занятости детей и привлечение их к социально значимой деятельности.
5. Создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждения среди сверстников.
6. Организация жизни группы, приближённой к семейным ценностям.
7. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
ОПЫТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРЧИКОВОЙ, ОПЫТ ГПП ЖДАНОВА, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
Заключение
В интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах
и совершать их.
Как говорится в народе –
от добра добра не ищут!
Помните! Ребёнок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без Вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ! Спасибо за внимание!