Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов"»
Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.
Шадрина Н.В.
МБОУ СОШ№19
Верхняя Тура
Во многих природных явлениях существует строгая повторяемость: с определённой ритмичностью день сменяет ночь, одно время года приходит на смену другому. Периодичность внешних воздействий обусловила ритмичную активность живых организмов.
Зима.
Солнце светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Очень холодно, так как снижается температура воздуха. Часто идет снег. Вода и почва замерзают.
Дикие звери приспосабливаются каждый по-своему: кто-то впадает в спячку, кто- то утепляет свое жилище, некоторые перебираются в город.
Насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны .
Также трудности испытываю рыбы зимой. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать. Поэтому зимой во льду проделывают проруби.
Птицы улетают на юг, чтобы там перезимовать. А другие остаются переживать суровую зиму
Весна.
Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед.
Оживают и растения. На деревьях набухают почки и постепенно деревья покрываются листвой.
Весна вносит изменения и в жизнь животных. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов .
Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши.
Появляются насекомые.
Лето.
Летом водоемы полны, солнце светит ярко, день длиннее ночи.
Появляются ягоды, начинают зреть фрукты.
Звери выращивают потомство, начинают снова готовиться к холодному времени года.
Осень.
Становится прохладно. Длина дня укорачивается. Фотопериодизм - реакция организмов на длину светового дня. Он регулирует ход биологических часов, сроки развития растений и животных, а также является природным сигналом для действий. Например: птицы улетают в теплые края; животные делают запас корма на зиму и т.д.
Начинается листопад. Хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются круглый год зелёными.
С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки., взрослая особь у них погибает.
Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Многие из них улетаю в теплые края.
В конце лета и осенью звери готовятся к зиме.
Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма. Лягушки, жабы, ящерицы, змеи осенью залегают в спячку.
Домашнее задание:
- 1 Прочитайте в учебнике § 36 . Выпишите в тетрадь термины с их определением: раздражимость - фотопериодизм - (можно из презентации); 2. найдите в тексте ответы на вопросы(стр.139) устно; 3. Посмотрите презентацию и выполните задания (последний 27-й слайд презентации) письменно в тетради;
- 4. Выполните письменно в тетради тест . Он напечатан в документе Word отдельно
Задание по презентации
- 1.Найдите и выпишите из презентации какие изменения происходят в природе весной;
- 2. Как животные и растения ведут себя весной?
- Примечание: не переписывайте текст презентации полностью, а чётко и кратко, столбиком запишите все действия и явления(оформление ответа будет влиять на отметку)