Воспитательная система
«Школа
формирования достойной человека жизни»
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ… Р.В.Моржаков
Цель: Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Задача: Создать условия для целенаправленного,
системного развития человека как субъекта
деятельности , как личности, как индивидуальности.
Человек
есть
существо
созидательное,
обладающее
творческими
способностями.
Человек
есть
существо
моральное,
обладающее
способностью
быть
нравственным
Человек
есть
существо
разумное,
обладающее
интеллектуальными
способностями
П Р И Н Ц И П Ы
Ориентация на социально- ценностные отношения.
Предписывает педагогу вскрывать повседневную
Предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями,
словами, поступками, предметами и вещами человеческие
отношения и ценности современной культуры.
Субъектности.
Означает неуклонное содействие педагога развитию
у ребёнка способности быть субъектом собственного поведения
в деятельности, а в итоге – своей жизни.
Принятие ребёнка как данности.
Базовые ценности
Мир
Земля
Отечество
Человек
Труд
Знания
Культура
Семья
Н.Е. Щуркова .
Современная
Культуроло-
гическая
концепция
«Восхождение
ребёнка
к культуре»
- Н.Е. Щуркова . Современная Культуроло- гическая концепция «Восхождение ребёнка к культуре»
- Воспитание – это целенаправленное организованное профессионалом педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную человека.
Компоненты модели воспитательной системы класса
(по Е.Н. Степанову)
Индивидуально-
групповой
Заместитель директора,
классный руководитель, обучающиеся класса, педагог – организатор,
социальный педагог, библиотекарь, педагоги школы и родители
Ценностно-
ориентационный
Цель: Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека .
Задача: Создать условия для целенаправленного, системного развития
человека как субъекта деятельности ,как личности, как индивидуальности.
Системообразующая деятельность – учебно – познавательная .
Формирование ценностного отношения к природе.(5 класс)
Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни.(6 класс)
Формирование представлений о человеке,
как субъекте и высшей ценности на земле.(7 класс)
Формирование ценностного отношения к социальному устройству (8-9классы)
Формирование жизненной позиции для индивидуального выбора пути (10-11классы)
Функционально-
деятельностный
Пространственно-
временной
2011 Восхождение происходит благодаря трём процессам: освоение
как накопление знаний, усвоение как овладение набором культурных
умений и навыков, присвоение как интериоризация 2018
Диагностико-
аналитический
Мониторинг по методикам : Сформированность коллектива; удовлетворённость жизнью
в школе; уровень воспитанности; репутация школы, защищённость и комфортность
ребёнка в школе; сформированность индивидуальности выпускника школы.
Принципы деятельности:
Классный руководитель
- Человеку нужно быть нужным
- Сотрудничество
- Соучастие
- Сопереживание
- Взаимоуважение
Обучающиеся
Педагоги,
родители, другие классы
- Материал каждого года включает блоки
- Выход - общешкольные дела
Воспитание
отношения
к человеку,
обществу,
идеалу
жизни,
идеалу
человека
Психическое
Овладение
Развитие
Приобщение
развитие
этикетом
самоу-
правления
и
творчества
к здоровому
образу
жизни
Компетентности:
- Социальная
- Коммуникативная
- Рефлексивная
- Информационная
- Технологическая
Структура воспитательной работы в классе:
Взаимодействие с социальными службами города
Работа с родителями
Воспитание инициативы, самостоятельности через развитие ученического самоуправления
Коллективно-творческие дела
Акции
Классный час
Проектная деятельность
Полезно - значимое дело
Уроки литературы
Курсы по литературе «Удивительное рядом»
Акции:
- Один день без грубых слов;
- Дорогу добру;
- «Внимание! Ветеран»;
- «Милосердие»
- «Не проходите мимо»
- «Наш дом – Земля»
Классные часы:
- «Встречи поколений»
- «Мы - за здоровый образ жизни».
- «Учись учиться».
- «Самостоятельность, самообразование, самоуправление»
- «Символика России».
- «Верные сыны России»
- «Мы в экстремальной ситуации»
- «Мое здоровье в моих руках».
Повседневные дела:
- Организация дежурства, питания;
- Организация учебного труда;
- Обеспечение учебниками;
- Организационная работа с ученическим коллективом;
- Уход за цветами;
- Проверка дневников;
КТД
КТД (коллективные творческие дела)
- День знаний
- День школы
- День учителя
- День матери
- Новогодние представления
- Осенний марафон
- Суперзолушка
- Шабаш бабок-Ёжек к 23 февраля
- День Победы
- Отдых на природе вместе с родителями
Этапы становления и развития воспитательной системы:
Первый этап (2011-2012 учебный год, 5 класс) – проектирование:
- изучение потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества;
- определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива;
- закладывание основ традиций класса.
Второй этап (2012-2013 учебный год, 6-7 класс) – становление :
- укрепление межличностных отношений;
- формирование чувства «Я – это «МЫ», мы - это 26 «Я!»
Третий этап (2013-2016 учебный год, 8-9 класс) – стабильное функционирование :
- сохранение и поддерживание традиций всеми членами классного сообщества.
Четвёртый этап (2016-2018 учебный год, 10-11 класс) – коренное обновление или завершение функционирования .
Результат I этапа (5 класс)
Ценности
УСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НОРМ ОБЩЕЖИТИЯ
Отношение к человеку (себе)
Отношение к
отечеству
Дисциплина, этикет.
Не позволяет себя обижать.
Отношение к труду
Отношение к знаниям
Знает свой край (обычаи,
природу, народ, известных людей).
Выполняет трудовые обязанности.
Отношение к
культуре
Выполняет учебные обязанности.
Отношение к семье
Правонарушения в единичных случаях
(Воронов А. Кучеренко Л. Карплюк Д.).
Правильно реагирует на замечания.
Отношение к земле
Знает ,что такое семья, чувствует себя членом семьи. Осознаёт половую принадлежность.
Отношение к миру
Соблюдает правила поведения в природе.
Знает о существовании мест, где идёт война. Различает состояния мир - война.
Результат II этапа (6-8класс)
Ценности
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОПРИЧАСТНОСТЬ
Отношение к человеку (себе)
Отношение к
отечеству
Способен к сопереживанию.
Оценивает свои достоинства и недостатки.
Отношение к труду
Отношение к знаниям
Проявляет интерес к общественно-политическим
процессам, переживает успехи, неудачи. Выполняет поручения.
Трудолюбив .
Отношение к
культуре
Сформирован познавательный интерес. Любознателен. Формируются компетентности.
Отношение к семье
Стремится к общению с прекрасным.
Отношение к земле
Самообслуживание.
Отношение к миру
Переживает трагедии и катастрофы. Чувствует радость и гордость за удачи.
Переживает трагедии народов. Сочувствует.
Ценит радость мирной жизни.
Прогнозируемый результат к окончанию школы
Ценности
ПОВЕДЕНИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА УБЕЖДЕНИИ, ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА ЦЕННОСТЕЙ
Отношение к человеку (себе)
Отношение к
отечеству
Отношение к труду
Постоянно ориентирован на других людей. Культивирует свои достоинства
Отношение к знаниям
Общественно активен, инициативен. Развиты чувства гражданственности, патриотизма.
Участвует в общественно полезных делах. Умеет трудоустроиться.
Отношение к
культуре
Работает над самообразованием. Сформированы ключевые компетентности.
Отношение к семье
Самостоятельно общается с прекрасным. Не приемлет вандализма.
Отношение к земле
Чувствует себя членом семьи, ответственность за своих близких, полезность и значимость.
Отношение к миру
Имеет экологическое сознание.
Готов служить миру. Пропагандирует мирный образ жизни.
Ощущает гармонию мира
Модель выпускника
№
Предмет диагностики
1.
Методы исследования
Эмоциональный фон в классе: принятие учениками друг друга, положение каждого ребёнка в классном коллективе
2.
3.
1. Круг общения «Давайте познакомимся»
2. Социометрическое исследование
3. Конкурс рисунков «Я и мой класс»
4. Конкурс «Герб класса»
5. Составление Кодекса чести мальчиков и девочек
Уровень развития личностных качеств
1. Методика «Инакость» А.Герасимова
2. Беседы с родителями учеников
3. Игра «Цветик-семицветик»
Интересы и склонности
4.
1. Игра «Интервью: расскажи о себе»
2. Составление карты интересов и увлечений
Жизненные ценности
5.
1.Проективная методика «Моя семья»
2. Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Шурковой
Самооценка личности
6.
7.
1.Тест самооценки для младших подростков
2. Проективная методика «Автопортрет»
Уровень интеллектуального развития
8.
1. Матрицы Равена ( SPM )
2. Тест Кеттелла
Школьная мотивация
9.
1.Тестовая методика
2. Методика «Как ты относишься к отметкам» А. Герасимова
Креативность
10.
1. Краткий тест творческого мышления Торренса
2. Участие ребят в конкурсных программа класса и школы.
Уровень удовлетворённости жизнедеятельностью классного коллектива
1. Методика «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» А Андреева
Самореализация учеников
Рефлексия в карте маршрута «Открой свою планету»
В ещё непройденном,
неведомом,
большом пути
Нам с вами,
девочки и мальчики,
шагать, расти…