СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Синтаксические нормы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку  подготовки выполнения 8 задания, повторяются и другие нормы языка

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Синтаксические нормы русского языка"»

     Синтаксические языковые нормы  (задание 8 ЕГЭ  по русскому языку 2023)

Синтаксические языковые нормы (задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023)

Расставьте ударения в словах Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, каталог, торты

Расставьте ударения в словах

Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, каталог, торты

Проверьте ударения в словах  ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый,  каталОг, тОрты .

Проверьте ударения в словах

ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый,

каталОг, тОрты

.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры. Как ни странно, но выступление главного редактора популярного журнала, известного своими скандальными статьями, оказалось на редкость ДИПЛОМАТИЧНЫМ. Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева. Большинство отрицательных героев Н.В. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.
  • Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.
  • Как ни странно, но выступление главного редактора популярного журнала, известного своими скандальными статьями, оказалось на редкость ДИПЛОМАТИЧНЫМ.
  • Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.
  • Большинство отрицательных героев Н.В. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно к ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМУ году хорошо СТРИГЁТ выгодные ДОГОВОРЫ длиннее ВСЕГО много ЯБЛОК

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

  • к ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМУ году
  • хорошо СТРИГЁТ
  • выгодные ДОГОВОРЫ длиннее ВСЕГО много ЯБЛОК
Найдите ошибки: Дамафонные ключи Проверяйте чеки не отходя от кассы По окончанию школы мы поступим в университет По всем вопросам, касающихся начисления коммунальных платежей, обращайтесь…

Найдите ошибки:

  • Дамафонные ключи
  • Проверяйте чеки не отходя от кассы
  • По окончанию школы мы поступим в университет
  • По всем вопросам, касающихся начисления коммунальных платежей, обращайтесь…
Культура речи? Это соблюдение литературных норм Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых

Культура речи?

  • Это соблюдение литературных норм
  • Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых
 Типы норм Правила Нормы произношения и ударения употребления слов и фразеологизмов образования слов образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений употребления языковых средств написания слов постановки знаков препинания орфоэпические лексические словообразовательные грамматические (морфологические и синтаксические) стилистические орфографические пунктуационные

Типы норм

Правила

Нормы

  • произношения и ударения
  • употребления слов и фразеологизмов
  • образования слов
  • образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
  • употребления языковых средств
  • написания слов
  • постановки знаков
  • препинания
  • орфоэпические
  • лексические
  • словообразовательные
  • грамматические (морфологические и синтаксические)
  • стилистические
  • орфографические
  • пунктуационные
 1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж. По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж. Предлог ПО употребляется с предложным падежом

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  • По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
  • По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

Предлог ПО употребляется с предложным падежом

Нарушение управления в словосочетании  с производным предлогом.   благодаря согласно  вопреки только наперекор дательный навстречу   падеж подобно Вопреки (чему?) уговор ам. 2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки только
  • наперекор дательный
  • навстречу падеж
  • подобно
  • Вопреки (чему?) уговор ам.
  • 2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.
 В чём ошибка? Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

В чём ошибка?

  • Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Благодаря современн ым технологи ям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти
  • Благодаря современн ым технологи ям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти
 2. Нарушение в построении предложения с несогласованным  приложением   Сравним три предложения: 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  • Сравним три предложения:
  • 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  • 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  • 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
. Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу « Историческую грамматику русского языка».   Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».

.

Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу « Историческую грамматику русского языка».

Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».

3.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек  вошли в дом трактирщика (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие:  Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).

3.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика

(Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).

 В чём ошибка?  Те , кто занимается плаванием, меньше подвержен  простуде.

В чём ошибка?

  • Те , кто занимается плаванием, меньше подвержен простуде.
Те , кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде.
  • Те , кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде.
Те, кто….., сказуемое во мн .ч. Все, кто …., сказуемое во мн. ч. Тот, кто …, сказуемое в ед.ч. Собирательные сущ.: Большинство Меньшинство с глаголом в ед.ч. часть Большинство было против. Часть комнат была отремонтирована.
  • Те, кто….., сказуемое во мн .ч.
  • Все, кто …., сказуемое во мн. ч.
  • Тот, кто …, сказуемое в ед.ч.

Собирательные сущ.:

Большинство

Меньшинство с глаголом в ед.ч.

часть

Большинство было против.

Часть комнат была отремонтирована.

С числительными Два, три, четыре глагол во мн.ч.  Два солдата глядели в окно. Но:  Двадцать один ученик участвовал в походе.

С числительными

  • Два, три, четыре глагол во мн.ч.

Два солдата глядели в окно.

Но:

Двадцать один ученик участвовал в походе.

Много Мало Немало + сущ. -------------глагол в ед.ч. Столько  Много книг стояло на полке.  Немало детей ежегодно отдыхает на даче.
  • Много
  • Мало
  • Немало + сущ. -------------глагол в ед.ч.
  • Столько

Много книг стояло на полке.

Немало детей ежегодно отдыхает на даче.

4.Нарушения в построении предложения с однородными членами Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.  Экономисты говорят, что инфляция снизится и что задержки зарплаты больше не будет.  Экономисты говорят о снижении инфляции и отсутствии фактов задержки зарплаты. Либо однородные дополнения, либо однородные придаточные

4.Нарушения в построении предложения с однородными членами

  • Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
  • Экономисты говорят, что инфляция снизится и что задержки зарплаты больше не будет.
  • Экономисты говорят о снижении инфляции и отсутствии фактов задержки зарплаты.
  • Либо однородные дополнения, либо однородные придаточные
Запомните двойные союзы   Как, так и;  не только, но и;  не столько, сколько;  не так, как;  хотя и, но;  не то что(бы), но(а);  если не, то

Запомните двойные союзы

  • Как, так и;
  • не только, но и;
  • не столько, сколько;
  • не так, как;
  • хотя и, но;
  • не то что(бы), но(а);
  • если не, то
   За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
  •  
  • За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
В чём ошибка? Раскольников придумал и восхищается своей теорией

В чём ошибка?

  • Раскольников придумал и восхищается своей теорией
Оба глагола должны управлять одним падежом или …   Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею
  • Оба глагола должны управлять одним падежом или …
  •  
  • Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею
Пропуск предлога при однородных членах Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Пропуск предлога при однородных членах

  • Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
  • Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Деепричастие и глагол обозначают действия одного лица, предмета. Встретившись, у нас полились слёзы.

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Деепричастие и глагол обозначают действия одного лица, предмета.
  • Встретившись, у нас полились слёзы.
Встретившись, мы заплакали. Или Когда мы встретились, у нас глаза наполнились слезами .
  • Встретившись, мы заплакали.

Или

Когда мы встретились, у нас глаза наполнились слезами .

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом   Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

  • Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.
  Одним из времен года, вдохновлявшим туристов на походы и экспедиции, всегда было лето. ( согласование определяемого слова с определением)
  •  
  • Одним из времен года, вдохновлявшим туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.
  • ( согласование определяемого слова с определением)
В чём ошибка? Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

В чём ошибка?

  • Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.  Или  Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. (причастный оборот не может быть разорван определяемым словом.
  • Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

Или

  • Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве.

(причастный оборот не может быть разорван определяемым словом.

 7. Неправильное построение предложения с косвенной речью   Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье»

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье»
Недопустимо использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица, это возможно только при прямой речи
  • Недопустимо использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица, это возможно только при прямой речи
Правильные варианты Осуждая своих современников, Лермонтов пишет: « Печально я гляжу на наше поколенье». Или Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что он печально смотрит на своё поколенье.

Правильные варианты

  • Осуждая своих современников, Лермонтов пишет: « Печально я гляжу на наше поколенье».

Или

Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что он печально смотрит на своё поколенье.

Употребление союза что при наличии частицы ли Я не заметил, что находится ли он в соседней комнате.

Употребление союза что при наличии частицы ли

  • Я не заметил, что находится ли он в соседней комнате.
Я не заметил,  находится ли он в соседней комнате. ( союз что лишний)
  • Я не заметил, находится ли он в соседней комнате.
  • ( союз что лишний)
В чём ошибка? Как сказал Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно»

В чём ошибка?

  • Как сказал Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно»
Нельзя оформлять предложение с вводным словом как прямую речь  Как сказал Чехов, « в человеке всё должно быть прекрасно»

Нельзя оформлять предложение с вводным словом как прямую речь

  • Как сказал Чехов, « в человеке всё должно быть прекрасно»
 В чём ошибка? Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».

В чём ошибка?

  • Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».
Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи   Сенат же постановил, что « челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».

Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи

  • Сенат же постановил, что « челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».