Синтаксические языковые нормы (задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023)
Расставьте ударения в словах
Звонит, красивее, каучук, банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, каталог, торты
Проверьте ударения в словах
ЗвонИт, красИвее, каучУк, бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый,
каталОг, тОрты
.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.
- Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.
- Как ни странно, но выступление главного редактора популярного журнала, известного своими скандальными статьями, оказалось на редкость ДИПЛОМАТИЧНЫМ.
- Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.
- Большинство отрицательных героев Н.В. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
- к ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМУ году
- хорошо СТРИГЁТ
- выгодные ДОГОВОРЫ длиннее ВСЕГО много ЯБЛОК
Найдите ошибки:
- Дамафонные ключи
- Проверяйте чеки не отходя от кассы
- По окончанию школы мы поступим в университет
- По всем вопросам, касающихся начисления коммунальных платежей, обращайтесь…
Культура речи?
- Это соблюдение литературных норм
- Нормы – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых
Типы норм
Правила
Нормы
- произношения и ударения
- употребления слов и фразеологизмов
- образования слов
- образования и употребления грамматических форм, словосочетаний и предложений
- употребления языковых средств
- написания слов
- постановки знаков
- препинания
- орфоэпические
- лексические
- словообразовательные
- грамматические (морфологические и синтаксические)
- стилистические
- орфографические
- пунктуационные
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
- По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Предлог ПО употребляется с предложным падежом
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.
- согласно
- вопреки только
- наперекор дательный
- навстречу падеж
- подобно
- Вопреки (чему?) уговор ам.
- 2.Предлог ПО - с Д.п, В.п, П.п. Норма: по приезд е , по возвращени и , по прочтени и книги.
В чём ошибка?
- Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
- Благодаря современн ым технологи ям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти
2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Сравним три предложения:
- 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
.
Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу « Историческую грамматику русского языка».
Среди научных трудов Ф.И. Буслаева следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».
3.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика
(Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).
В чём ошибка?
- Те , кто занимается плаванием, меньше подвержен простуде.
- Те , кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде.
- Те, кто….., сказуемое во мн .ч.
- Все, кто …., сказуемое во мн. ч.
- Тот, кто …, сказуемое в ед.ч.
Собирательные сущ.:
Большинство
Меньшинство с глаголом в ед.ч.
часть
Большинство было против.
Часть комнат была отремонтирована.
С числительными
- Два, три, четыре глагол во мн.ч.
Два солдата глядели в окно.
Но:
Двадцать один ученик участвовал в походе.
- Много
- Мало
- Немало + сущ. -------------глагол в ед.ч.
- Столько
Много книг стояло на полке.
Немало детей ежегодно отдыхает на даче.
4.Нарушения в построении предложения с однородными членами
- Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
- Экономисты говорят, что инфляция снизится и что задержки зарплаты больше не будет.
- Экономисты говорят о снижении инфляции и отсутствии фактов задержки зарплаты.
- Либо однородные дополнения, либо однородные придаточные
Запомните двойные союзы
-
- Как, так и;
- не только, но и;
- не столько, сколько;
- не так, как;
- хотя и, но;
- не то что(бы), но(а);
- если не, то
-
- За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
В чём ошибка?
- Раскольников придумал и восхищается своей теорией
- Оба глагола должны управлять одним падежом или …
-
- Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею
Пропуск предлога при однородных членах
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
- Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- Деепричастие и глагол обозначают действия одного лица, предмета.
- Встретившись, у нас полились слёзы.
- Встретившись, мы заплакали.
Или
Когда мы встретились, у нас глаза наполнились слезами .
6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
- Одним из времен года, вдохновлявших туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.
-
- Одним из времен года, вдохновлявшим туристов на походы и экспедиции, всегда было лето.
- ( согласование определяемого слова с определением)
В чём ошибка?
- Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
- Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
Или
- Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве.
(причастный оборот не может быть разорван определяемым словом.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье»
- Недопустимо использовать в придаточной части местоимения 1 и 2 лица, это возможно только при прямой речи
Правильные варианты
- Осуждая своих современников, Лермонтов пишет: « Печально я гляжу на наше поколенье».
Или
Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что он печально смотрит на своё поколенье.
Употребление союза что при наличии частицы ли
- Я не заметил, что находится ли он в соседней комнате.
- Я не заметил, находится ли он в соседней комнате.
- ( союз что лишний)
В чём ошибка?
- Как сказал Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно»
Нельзя оформлять предложение с вводным словом как прямую речь
- Как сказал Чехов, « в человеке всё должно быть прекрасно»
В чём ошибка?
- Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».
Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи
- Сенат же постановил, что « челобитчик лишился сына по тому одному, что поверил ответчику».