СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Система и стили общения учителя и обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Система и стили общения учителя и обучающихся"»

ТЕМА : Система взаимоотношений, модели общения учителя с обучающимися. « Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» А. А. Захаренко Советский педагог, один из основателей педагогики сотрудничества.

ТЕМА : Система взаимоотношений, модели общения учителя с обучающимися.

« Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А. А. Захаренко

Советский педагог, один из основателей педагогики сотрудничества.

Составить перечень причин : Когда и почему ученику не интересно учиться? Когда и почему педагогу не интересно учить? Оформить в виде презентации (до 10 слайдов).

Составить перечень причин :

  • Когда и почему ученику не интересно учиться?
  • Когда и почему педагогу не интересно учить?

Оформить в виде презентации (до 10 слайдов).

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.  Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения , предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения , предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик « человек-человек ». И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия. На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение. Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач -

И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик « человек-человек ».

И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач -

— и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов. Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к учителю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает. Начинающие же преподаватели очень часто испытывают трудности в общении с учащимися. И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

— и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к учителю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.

Начинающие же преподаватели очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.

И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Верно найденный стиль педагогического общения , который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия , которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач . Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль   педагогического   общения  - это сложившаяся система способов и приемов, которые  педагог  использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими  педагогами .

Верно найденный стиль педагогического общения , который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия , которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач .

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль   педагогического   общения  - это сложившаяся система способов и приемов, которые  педагог  использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими  педагогами .

Как правило,  стиль   общения   учителя  с учениками является отражением коммуникативной компетентности  педагога , его привычками в  общении  и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности. Стиль   педагогического   общения   зависит  от личностных качеств  педагога  и коммуникативной ситуации . К личностным качествам, которые определяют  стиль   общения , относятся отношения учителя к детям (активно-положительное, пассивно-положительное, ситуативно-негативное, устойчивое отрицательное) и владения организаторской техникой.

Как правило,  стиль   общения   учителя  с учениками является отражением коммуникативной компетентности  педагога , его привычками в  общении  и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности.

Стиль   педагогического  

общения   зависит  от личностных качеств  педагога  и коммуникативной ситуации .

К личностным качествам, которые определяют  стиль   общения , относятся отношения учителя к детям (активно-положительное, пассивно-положительное, ситуативно-негативное, устойчивое отрицательное) и владения организаторской техникой.

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. Педагогическое общение – взаимодействие учителя с учениками в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата. Условно можно выделить три стиля педагогического общения : авторитарный (подавление); индифферентный (равнодушие); демократический (сотрудничество).

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.

Педагогическое общение – взаимодействие учителя с учениками в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Условно можно выделить три стиля педагогического общения :

  • авторитарный (подавление);
  • индифферентный (равнодушие);
  • демократический (сотрудничество).
Авторитарный педагогический стиль У учителя авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.

Авторитарный педагогический стиль

У учителя авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль.

Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.

Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.

Нередко в классе у авторитарного педагога обучающиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность. Силы обучающихся направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция. Индифферентный стиль (попустительский) По сути дела этот стиль является самоустранением преподавателя из учебного процесса, преподаватель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Нередко в классе у авторитарного педагога обучающиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность.

Силы обучающихся направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция.

Индифферентный стиль (попустительский)

По сути дела этот стиль является самоустранением преподавателя из учебного процесса, преподаватель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу ». Такой преподаватель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся. Педагог с таким стилем взаимоотношений организацию контроля деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий.

Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу ».

Такой преподаватель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся.

Педагог с таким стилем взаимоотношений организацию контроля деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность.

В классе складывается неустойчивый микроклимат , появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом. Чаще всего такой стиль характерен для педагога - непрофессионала. Демократический стиль– стиль сотрудничества Преподаватель с данным стилем в первую очередь оценивает факты , а не личность. Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива , возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

В классе складывается неустойчивый микроклимат , появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом.

Чаще всего такой стиль характерен для педагога - непрофессионала.

Демократический стиль– стиль сотрудничества

Преподаватель с данным стилем в первую очередь оценивает факты , а не личность.

Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

Увеличивается инициатива , возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Демократический стиль предполагает, что преподаватель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям обучающихся, стремится понять их. Демократический стиль ставит преподавателя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.

Демократический стиль предполагает, что преподаватель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.

Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности.

Он терпим к критическим замечаниям обучающихся, стремится понять их.

Демократический стиль ставит преподавателя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.

Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции , уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха . Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. Могут ли ученики расценить демократический стиль общения как «слабость» учителя, как «заигрывание» с учениками? Почему?

Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции , уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха .

Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу.

Могут ли ученики расценить демократический стиль общения как «слабость» учителя, как «заигрывание» с учениками?

Почему?

Трудности взаимодействия педагога и учеников: Непонимание позиции учеников Неумение наладить контакт с каждым и со всей группой учеников Механический перенос чужого стиля общения и действия Подчеркивание позиции собственного превосходства Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических задач Сложности в управлении группой и собственным состоянием Боязнь педагогических ошибок

Трудности взаимодействия педагога и учеников:

  • Непонимание позиции учеников
  • Неумение наладить контакт с каждым и со всей группой учеников
  • Механический перенос чужого стиля общения и действия
  • Подчеркивание позиции собственного превосходства
  • Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических задач
  • Сложности в управлении группой и собственным состоянием
  • Боязнь педагогических ошибок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!