ТЕМА : Система взаимоотношений, модели общения учителя с обучающимися.
« Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребёнка, учителя, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А. А. Захаренко
Советский педагог, один из основателей педагогики сотрудничества.
Составить перечень причин :
- Когда и почему ученику не интересно учиться?
- Когда и почему педагогу не интересно учить?
Оформить в виде презентации (до 10 слайдов).
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения , предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.
И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик « человек-человек ».
И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.
На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач -
— и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.
Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к учителю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.
Начинающие же преподаватели очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.
И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.
Верно найденный стиль педагогического общения , который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия , которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач .
Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.
Стиль педагогического общения - это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами .
Как правило, стиль общения учителя с учениками является отражением коммуникативной компетентности педагога , его привычками в общении и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности.
Стиль педагогического
общения зависит от личностных качеств педагога и коммуникативной ситуации .
К личностным качествам, которые определяют стиль общения , относятся отношения учителя к детям (активно-положительное, пассивно-положительное, ситуативно-негативное, устойчивое отрицательное) и владения организаторской техникой.
Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.
Педагогическое общение – взаимодействие учителя с учениками в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Условно можно выделить три стиля педагогического общения :
- авторитарный (подавление);
- индифферентный (равнодушие);
- демократический (сотрудничество).
Авторитарный педагогический стиль
У учителя авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль.
Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.
Нередко в классе у авторитарного педагога обучающиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность.
Силы обучающихся направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция.
Индифферентный стиль (попустительский)
По сути дела этот стиль является самоустранением преподавателя из учебного процесса, преподаватель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.
Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий.
Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу ».
Такой преподаватель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся.
Педагог с таким стилем взаимоотношений организацию контроля деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность.
В классе складывается неустойчивый микроклимат , появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом.
Чаще всего такой стиль характерен для педагога - непрофессионала.
Демократический стиль– стиль сотрудничества
Преподаватель с данным стилем в первую очередь оценивает факты , а не личность.
Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
Увеличивается инициатива , возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Демократический стиль предполагает, что преподаватель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности.
Он терпим к критическим замечаниям обучающихся, стремится понять их.
Демократический стиль ставит преподавателя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.
Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции , уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха .
Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу.
Могут ли ученики расценить демократический стиль общения как «слабость» учителя, как «заигрывание» с учениками?
Почему?
Трудности взаимодействия педагога и учеников:
- Непонимание позиции учеников
- Неумение наладить контакт с каждым и со всей группой учеников
- Механический перенос чужого стиля общения и действия
- Подчеркивание позиции собственного превосходства
- Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических задач
- Сложности в управлении группой и собственным состоянием
- Боязнь педагогических ошибок