Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Выполнила
Студентка Ш-21 группы
Алексеева Ульяна
Леонид Владимирович Занков (1901-1977)
Выдающийся российский психолог, дефектолог, педагог, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки.
С 1995-1996 г. Система Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения. Система, т.к. охватывает все стороны развития ребенка. Является системой развивающего обучения
Cистема обучения Л.В. Занкова
- Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
- В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка.
- Уникальность этой программы заключается в том, что основной акцент делается на такую организацию учебного процесса, при которой ребенок будет ежедневно развивать и совершенствовать свои способности, как в школе, так дома.
Цель обучения:
Оптимальное общее развитие каждого ребенка: целостное развитие ребенка - его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы
при сохранении здоровья школьников.
Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям.
Задачи
-усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии;
-формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства; -создание условий для осознания процесса учения каждым школьником; -реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия; -актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся; -развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.
Идея системы
Личностно ориентированный подход
создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию
Важной особенностью системы является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, причем обучение сориентировано на каждого отдельного ученика, отличается верой в его силы, принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера
Т.О. обучение д.б. личностно ориентированным
Дидактические принципы
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
- Ведущая роль теоретических знаний
- Принцип осознания процесса учения
- Быстрый темп прохождения учебного материала
- Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
- Если процесс познания идет у школьников без преодоления трудностей, их развитие идет медленно и вяло.
Преодоление трудностей , определенны, доступных для ребенка, тех, которые идут в зане его ближайшего развития, вызывает духовный подъем, веру в свои силы.
2.Не значит, что ученики д. заниматься изучением теории, запоминать термины, формулировать законы.
Ученики ведут наблюдения над материалом под руководством учителя, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале.
3.Не отрицает и не противостоит принципу сознательности обучения. Различие – принцип сознательности направлен на объект познания, принцип осознания - внутрь , на осознание учеником протекания самого процесса познания: что он знал до этого и что ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
4. Изучение материала в быстром темпе противостоит топтанию на месте при прохождении одной темы. Быстрое продвижение в познании отвечает потребностям детей: их больше интересует познание нового, чем повторение уже знакомого материала. «Жвачка – злейший враг развития» – говорил Л.В. Занков. Система строится так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается с повторением изученного – принцип «слоеного пирога». Такое повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их углубленное понимание. Дети быстро продвигаются вперед в изучении нового, в т о же время закрепляя ранее полученные знания.
5. Педагоги, работая по этой системе, принимают ребенка таким, какой он есть, веря в его продвижение в развитии.
«Ведь класс – это учебный коллектив, где при правильной постановке работы каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту, свое оригинальное самобытное начало». (Л.В. Занков)
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. - Русский язык. Автор: Нечаева Н.В. - Литературное чтение (2 линии). Автор: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Автор: Лазарева В.А. - Математика (2 линии). Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс). Автор: Ванцян А.Г. (1 класс). - Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. - Музыка. Автор: Ригина Г.С.
Методы и технологии
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.