СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту»

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Кандымова Н.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Денисовская школа»

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Кандымова Н.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Денисовская школа»

 Этап первый: составить план.    Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст.  План останется у вас в черновике.  Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

Этап первый: составить план.

Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст.

План останется у вас в черновике.

Для этого разобьём текст на микротемы и обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

 ( 1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

( 1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

 1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

 (4)Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

 2.Лень – причина всех несчастий героя.

2.Лень – причина всех несчастий героя.

 ( 13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет… (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли… (19)Её зовут – Лень.  

( 13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

 

3.Нежелание героя противостоять лени.  

3.Нежелание героя противостоять лени.

 

Этап второй:   выявить и сформулировать проблему .

Этап второй:

 

выявить и сформулировать проблему .

  Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.   Необходимо помнить: 1.Проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова; 2.Обозначаем только одну проблему

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

1.Проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;

2.Обозначаем только одну проблему

Формулировка проблем исходного текста  1. С помощью риторического вопроса   2. С помощью клише: автор коснулся проблемы, уделил внимание проблеме, над какой-то проблемой думал, работал; поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил какую-то проблему…   ПОМНИ : тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Формулировка проблем исходного текста

1. С помощью риторического вопроса

2. С помощью клише: автор коснулся проблемы, уделил внимание проблеме, над какой-то проблемой думал, работал; поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил какую-то проблему…

ПОМНИ : тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Сформулируем проблему: 1.Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).  Помните:  Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Сформулируем проблему:

1.Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).

Помните:

Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.  

Этап третий:

прокомментировать сформулированную проблему.

 

Комментарий к проблеме исходного текста Попробуй ответить на вопросы: 1.Насколько актуально то, о чём пишет автор? 2.Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? 3.По возможности коснись истории вопроса. 4.Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Комментарий к проблеме исходного текста

Попробуй ответить на вопросы:

1.Насколько актуально то, о чём пишет автор?

2.Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

3.По возможности коснись истории вопроса.

4.Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Пример комментария Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью: «… не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем: «не покидает меня день и ночь», превращая его в своего пленника, заложника.

Пример комментария

  • Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью: «… не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем: «не покидает меня день и ночь», превращая его в своего пленника, заложника.
Этап четвёртый: сформулировать позицию автора

Этап четвёртый:

сформулировать позицию автора

Как выявить авторскую позицию Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на поставленный вопрос.  Позиция автора публицистического текст чаще всего выражена чётко.   Для выявления позиции автора художественного текста постарайтесь ответить на следующие вопросы:   Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?   Как автор оценивает ситуацию, поступки героев.   ПОМНИТЕ: нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Как выявить авторскую позицию

  • Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на поставленный вопрос. Позиция автора публицистического текст чаще всего выражена чётко.
  • Для выявления позиции автора художественного текста постарайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  • Как автор оценивает ситуацию, поступки героев.

ПОМНИТЕ: нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Примеры типовых конструкций: Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).  

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…).

 

Авторская позиция:  Что хотел донести до своего читателя автор?  Ради чего написан этот текст?  Подсказка :  задание 20 и 24 (В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)

Авторская позиция: Что хотел донести до своего читателя автор? Ради чего написан этот текст?

Подсказка :

задание 20 и 24

(В каком предложении выражена насмешка А.П.Чехова над безволием героя рассказа?)

Авторская позиция Чехов хотел осудить своего героя, заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия .

Авторская позиция

Чехов хотел

осудить своего героя,

заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия .

Этап пятый: аргументировано выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Этап пятый:

аргументировано выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Как аргументировать свою позицию Помните: в этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения .

Как аргументировать свою позицию

Помните: в этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения .

Как аргументировать свою позицию Схема текста – рассуждения  Речевое оформление Тезис Нельзя не согласиться с точкой зрения автора … Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем… Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения… Аргументы 1. 2. Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы…  Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых.  Вывод Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией про поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса

Как аргументировать свою позицию

Схема текста рассуждения

Речевое оформление

Тезис

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора …

Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем…

Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения…

Аргументы

1.

2.

Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы…

Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых.

Вывод

Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией про поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса

Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни. Какие я могу привести аргументы ? Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности. К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.

Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.

Какие я могу привести аргументы ?

Примером тому может послужить герой одного из рассказов А.П.Чехова Ионыч, который не реализовал свои планы, расставшись с мечтами юности.

К сожалению, я тоже порой откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Поступая подобным образом, становлюсь заложником обстоятельств.

Вывод: Всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

Вывод:

Всем нам нужно помнить чеховское предостережение, тогда и не будем современными Ионычами.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме:  1)Тезис;  2) Аргументы:  а) первый аргумент;  б) второй аргумент.  3) Вывод. Заключение

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.

Комментарий к сформулированной проблеме текста.

Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме

Аргументация собственного мнения по проблеме:

1)Тезис;

2) Аргументы:

а) первый аргумент;

б) второй аргумент.

3) Вывод.

Заключение

Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев.  Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.

Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше, абзацев.

Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!