СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание, обеспечивающее  формирование культуроведческой компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.»

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.  Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.   Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Мамадышского района учителя МБОУ «Таканышская СОШ»  Хабибуллиной Фирдавси Тимерхановны

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Мамадышского района учителя МБОУ «Таканышская СОШ» Хабибуллиной Фирдавси Тимерхановны

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержание, обеспечивающее формирование  КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Содержание, обеспечивающее формирование КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

  В течение 5лет в школе выпускникам задавался вопрос: «Кого из известных вам людей вы можете назвать культурным человеком и почему?»

В течение 5лет в школе выпускникам задавался вопрос: «Кого из известных вам людей вы можете назвать культурным человеком и почему?»

Вывод: У выпускников ограничен кругозор, представление о мире, бывшем и нынешнем на уровне «дом- школа- дом». Отсутствует гуманитарная система ценностей, приходящая, прежде всего с уроков русского языка, литературы, истории, МХК. Низкий уровень нравственного заряда, наличие которого всегда обеспечивает гражданскую позицию.

Вывод:

У выпускников ограничен кругозор, представление о мире, бывшем и нынешнем на уровне «дом- школа- дом».

Отсутствует гуманитарная система ценностей, приходящая, прежде всего с уроков русского языка, литературы, истории, МХК.

Низкий уровень нравственного заряда, наличие которого всегда обеспечивает гражданскую позицию.

  Поэтому русский язык как предмет мировоззрений в большей степени, чем какой-либо другой из школьных предметов, призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности в стенах школы.

Поэтому русский язык как предмет мировоззрений в большей степени, чем какой-либо другой из школьных предметов, призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности в стенах школы.

  Учёные, методисты, преподаватели вузов, учителя осознали необходимость знакомства учащихся с культурой России в процессе обучения языку и воспитания у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру.

Учёные, методисты, преподаватели вузов, учителя осознали необходимость знакомства учащихся с культурой России в процессе обучения языку и воспитания у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру.

Проблема может быть решена  (и решается) 2 способами: «Погружение» в культуру: внеклассные мероприятия, участие в школьных театрах, инсценировках, посещение музеев, использование на уроках документальных и научно-популярных фильмов. Работа с текстами культуроведческой направленности, обращение к этимологии (успешно реализуется в школьной практике). Еще один путь: элективные и факультативные курсы интегрированного типа.

Проблема может быть решена

(и решается) 2 способами:

«Погружение» в культуру: внеклассные мероприятия, участие в школьных театрах, инсценировках, посещение музеев, использование на уроках документальных и научно-популярных фильмов.

Работа с текстами культуроведческой направленности, обращение к этимологии (успешно реализуется в школьной практике).

Еще один путь: элективные и факультативные курсы интегрированного типа.

Основополагающие моменты, представленные в стандарте. Русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам, отношение к языку, взгляд на родной язык- это отражение духовно – нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность; Владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека- это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры.  Изучать родной язык- это значит изучать русскую национальную культуру.

Основополагающие моменты, представленные в стандарте.

  • Русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам, отношение к языку, взгляд на родной язык- это отражение духовно – нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека, но и формируют его как личность;
  • Владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека- это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры.
  • Изучать родной язык- это значит изучать русскую национальную культуру.
«Русский литературный язык в современном обществе.»  Заседание общества любителей русского языка. Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка; способствовать развитию интереса к родному языку; воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову; развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи; побуждать к самостоятельной работе со словарями.

«Русский литературный язык в современном обществе.» Заседание общества любителей русского языка.

Задачи:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка;
  • способствовать развитию интереса к родному языку;
  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову;
  • развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи;
  • побуждать к самостоятельной работе со словарями.
Планирование работы по формированию культороведческой компетенции

Планирование работы по формированию культороведческой компетенции

Тема урока :  “ Описание предмета ” . Культуроведческая тема урока :  “ Береза – символ нашей Родины ” . Цель урока :  1. Подготовить учащихся к сочинению – описанию березы.  2. Дать представление о березе как национальном символе русского народа. Эпиграф :  “ И светла от берез Россия ” .
  • Тема урока : “ Описание предмета ” .
  • Культуроведческая тема урока : “ Береза – символ нашей Родины ” .
  • Цель урока :

1. Подготовить учащихся к сочинению – описанию березы.

2. Дать представление о березе как национальном символе русского народа.

  • Эпиграф : “ И светла от берез Россия ” .
Оборудование. Репродукции картин русских художников-пейзажистов : И.Левитан «Березовая роща», «Весна- большая вода», А.И.Куинджи «Березовая роща»,Е.Волков «Октябрь», «Зимний пейзаж»,М.Боскин «Хоровод»,А.Рылов «Буйный ветер», Л.Остапенко «Золотая осень». Фотографии березок в разное время года. Стихотворения поэтов, посвященные березке. Песни, посвященные березке. Детские рисунки, изображающие березки.

Оборудование.

  • Репродукции картин русских художников-пейзажистов : И.Левитан
  • «Березовая роща», «Весна- большая вода», А.И.Куинджи «Березовая роща»,Е.Волков «Октябрь»,
  • «Зимний пейзаж»,М.Боскин «Хоровод»,А.Рылов «Буйный ветер», Л.Остапенко «Золотая осень».
  • Фотографии березок в разное время года.
  • Стихотворения поэтов, посвященные березке.
  • Песни, посвященные березке.
  • Детские рисунки, изображающие березки.
Работа с культуроведческим текстом. Береза для любого русского не только дерево. Это еще и символ, знак Родины.

Работа с культуроведческим текстом.

  • Береза для любого русского не только дерево. Это еще и символ, знак Родины.
Первоцвет (примулам) – это символ родной страны для англичанина.

Первоцвет (примулам) – это символ родной страны для англичанина.

Кленовый лист – символ родной страны для канадцев.

Кленовый лист – символ родной страны для канадцев.

Работа с репродукциями. И.Левитан «Берёзовая роща»

Работа с репродукциями.

  • И.Левитан «Берёзовая роща»
Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

М.Боскин. Хоровод Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето Она на опушке лесной.

М.Боскин. Хоровод

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

И.Шишкин. «Ручей в березовом лесу». Встречает горячее лето Она на опушке лесной.

И.Шишкин. «Ручей в березовом лесу».

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

В.Сидоров. «Березовый ветер». Гроза ли над ней пронесется, Прильнет ли болотная мгла,- Дождинки стряхнув, улыбнется Береза- и вновь весела.

В.Сидоров. «Березовый ветер».

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза- и вновь весела.

А.Рылов. «В лесу». Наряд её легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поется в народе о ней .

А.Рылов. «В лесу».

Наряд её легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней .

Б.Кустодиев. «На Волге». Он делит с ней радость и слезы, И так ее дни хороши, Что кажется- в шуме березы Есть что-то от русской души.  (Вс.Рождественский).

Б.Кустодиев. «На Волге».

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши,

Что кажется- в шуме березы

Есть что-то от русской души.

(Вс.Рождественский).

А.Рылов. И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы «Буйный ветер» «Зеленый шум»

А.Рылов.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы

  • «Буйный ветер»
  • «Зеленый шум»
Н.Дубовской. «Пейзаж с березами». Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками.

Н.Дубовской. «Пейзаж с березами».

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Архип Куинджи. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.  (А.А.Прокофьев).

Архип Куинджи.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(А.А.Прокофьев).

К.Васильев. «Жница». Русь моя, люблю твои березы… (Н.Рубцов).

К.Васильев. «Жница».

Русь моя, люблю твои березы…

(Н.Рубцов).

И.Левитан. «Золотая осень». Ты видел факельное шествие Берез осенних по Руси. Они леса зажгли окрестные, - Теперь попробуй погаси! (Д.Смирнов).

И.Левитан. «Золотая осень».

Ты видел факельное шествие

Берез осенних по Руси.

Они леса зажгли окрестные, -

Теперь попробуй погаси!

(Д.Смирнов).

Отговорила роща золотая  Березовым веселым языком….

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком….

Л.Волков. «Октябрь». Отговорила роща золотая Березовым веселым языком… (С.Есенин.)

Л.Волков. «Октябрь».

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

(С.Есенин.)

Н.Дубовской. «Санный путь».

Н.Дубовской. «Санный путь».

Л.Тихомиров. «Мороз и солнце»

Л.Тихомиров. «Мороз и солнце»

А.Парамонов .

А.Парамонов .

Работа со словарем. Береза. Индоевроп.(болг. бреза , латыш. berzs , нем. Brike , тадж. burz «вид дерева», польск.  brzaza ). Береза буквально- «дерево с белой корой».

Работа со словарем.

Береза. Индоевроп.(болг. бреза , латыш. berzs , нем. Brike , тадж. burz «вид дерева», польск. brzaza ).

Береза буквально- «дерево с белой корой».

Пример записей в тетради .  Береза - белоствольная, ясная, нежная, стройная;  Ветви - тонкие, длинные;  Листва - светло-изумрудная, кружевная, раскидистая крона;  Похожа на девушку в белом сарафанчике с зелеными косами, в сережках;  Красавица русских лесов, олицетворение русской земли. Составление плана будущего сочинения. Подбор стихотворных строчек.

Пример записей в тетради .

Береза - белоствольная, ясная, нежная, стройная; Ветви - тонкие, длинные; Листва - светло-изумрудная, кружевная, раскидистая крона; Похожа на девушку в белом сарафанчике с зелеными косами, в сережках; Красавица русских лесов, олицетворение русской земли.

Составление плана будущего сочинения. Подбор стихотворных строчек.

"В шуме березы есть русская наша душа … " 1. "Без березы не мыслю России …" 2. "Наряд ее легкий чудесен …" 3. "Люблю березку русскую …"

Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали о березе?

Этап информатизации учащихся о домашнем задании . Детям предлагается творческая работа: описать березу (растущую под окном, на материале картины, по воображению.

Заключение.   Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Важно знать, что, обучая родному языку, мы не просто учим тому, чем ребенок неосознанно владеет с детства, а формируем его языковое сознание , или, иначе говоря, строим языковую картину мира.

Заключение.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. Важно знать, что, обучая родному языку, мы не просто учим тому, чем ребенок неосознанно владеет с детства, а формируем его языковое сознание , или, иначе говоря, строим языковую картину мира.