«Сохранение психологического здоровья педагогов. Профилактика синдрома профессионального выгорания»
Подготовила педагог- психолог
КГКОУ ШИ 11
Васильева А.Ю .
Критерии психологического здоровья
- адекватное восприятие окружающей среды,
- осознанное совершение поступков,
- активность,
- работоспособность,
- целеустремлённость,
- способность устанавливать близкие контакты,
- полноценная семейная жизнь,
- чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям,
- способность составлять и осуществлять свой жизненный план,
- ориентация на саморазвитие, целостность личности.
Психологическое здоровье
- Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).
- Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития, душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г . Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Модели профессионального выгорания
- Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон).
- Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма).
- Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон).
- Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab).
- Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман
- Процессуальной модель М. Буриша
1 . Стадия «Медовый месяц»
Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным .
2. Стадия «Недостаток топлива»
Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
3. Стадия «Хронические симптомы»
Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени
4. Стадия «Кризис»
Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни .
5. Стадия «Пробивание стены»
Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Профилактика и устранение «выгорания»
Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. Очень важно включать в рабочий процесс цели, доставляющие удовольствие.
проблема
взаимодействие
Самост-ть
самообразование
Коллектив
Эмоции
Цель
Обмен опытом
V представ-й
Общение
Когда сотрудники анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен.
Отдых
Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.
Овладение умениями и навыками саморегуляции
Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
Сохранение положительной точки зрения
Найдите людей, которые
обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить
положительную точку зрения в отношении ваших действий.
Контроль эмоций
Важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами , или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
Спорт
Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с
помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания".
- Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
- Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Проще относитесь к конфликтам на работе;
- Не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
- Помните: работа - всего лишь часть жизни.
Ресурсы
- http:// psymagazine.ru/wp-content/uploads/2015/08/1390217846.jpg
- http:// www.krasrab.com/archive/2012/08/02/30/photo_35_1/orig
- http:// mybuzines.ru/marinbiz.ru/wp-content/uploads/2010/12/zeli-zeli.jpg
- http:// horoshiy-vkus.biz.ua/wp-content/uploads/2015/04/kommunikation.jpg
- http:// njkenpo.com/images/uploads/otdykhaem-na-dache.jpg
- https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=fb25ff044190c51e3475b2b66f0d28aa&n=33&h=215&w=323
- http:// rtsport.ru/wp-content/uploads/2014/03/1b1cdf2d5da8ade3fff451a9dfbff09b.jpg
- http:// motivators.ru/sites/default/files/imagecache/main-motivator/motivator-48487.jpg