Просмотр содержимого документа
«Презентация "Состав слова"»
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
Тема урока: «Разбор слов по составу»
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- Садовник
- Булавочка
- Медвежонок
- Лисята
ПРОВЕРКА
- Садов ник
- Булав очк а
- Медвеж онок
- Лис ят а
ЧАСТИ СЛОВА
- Окончание – изменяемая часть слова
- Основа – часть слова без окончания
- Корень слова – общая часть родственных слов
- Приставка – часть основы перед корнем
- Суффикс – часть основы после корня
ЦЕЛЬ УРОКА: СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМ РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО ПРИ РАЗБОРЕ СЛОВ.
- Задачи:
- 1. Научиться распознавать и определять части слова.
- 2. Составить алгоритм разбора слова по составу.
- 3. Применять алгоритм при разборе слов.
- 4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.
- 5. Помочь товарищу понять новый материал.
АЛГОРИТМ РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ
- Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)
- Отдели основу от окончания.
- В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
ЗАГАДКИ О РАСТЕНИЯХ
- 1 . Из-под снега расцветают,
Раньше всех весну встречают.
- 2. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – серёжки
На земле лежат листки –
маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
лечит ранки ног и рук .
Не тонут и не бьются.
- 4. Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
ПРОВЕРКА
- Подснежники
- Подорожник
- Кувшинки
- Колокольчик
Собери слова из частей
езд
а
по
колёс
ик
и
чик
и
вагон
при
ы
цеп
МИНУТКА ОТДЫХА
- Покажите глазами «путь» разбора слова по составу
«ПУТЬ» ИЗМЕНИЛСЯ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Составьте слова из частей
сад
и
чик
по
к
пере
груз
а
очк
вы
воз
нулевое
ШАРАДЫ
1. Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
2. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
3. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
4. Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён);
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ
- Оценка
- Сочинение
- Расписание
- Вопрос
СООТНЕСИ СЛОВО СО СХЕМОЙ
Песенка
Пенал
Подруга
Подсказка
ПРОВЕРКА РАБОТЫ
Песенка
Пенал
Подруга
Подсказка
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РАЗБОР СЛОВА»
Получили мы о слове
Много разных новостей.
И узнали мы, что слово
Собирают из частей.
Припев: Корень, суффикс и приставку
Мы должны отлично знать,
Чтобы слово, чтобы слово
По составу разбирать.
При разборе наше слово
Изменяем мы всегда.
Окончанье и основу
Мы находим без труда.
Припев: Корень, суффикс и приставку
Мы должны отлично знать,
Чтобы слово, чтобы слово
По составу разбирать.
ИТОГ УРОКА
- Понравился урок?
- Что узнали нового?
- Чему научились?
- Какие трудности испытывали?
- Запомнился ли вам алгоритм разбора слов по составу?
ВЫ ОТЛИЧНО ПОТРУДИЛИСЬ!