СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Составное глагольное сказуемое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Составное глагольное сказуемое"»

Двадцать девятое ноября Классная работа Составное глагольное сказуемое

Двадцать девятое ноября

Классная работа

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:   Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив); Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Схема составления СГС

Схема составления СГС

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:   Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия: начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие . Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия: мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, и другие. Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена Словом категории состояния (+ быть): надо, можно, нужно, нельзя и др.  Эмоциональные глаголы Нам нужно танцевать . Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др. Я люблю танцевать

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия: начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие .

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия: мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена Словом категории состояния (+ быть): надо, можно, нужно, нельзя и др.

Эмоциональные глаголы

Нам нужно танцевать .

Эмоциональная оценка действий: любить, бояться, страшиться, ненавидеть, стыдиться и др.

Я люблю танцевать

Имел намерение = намеревался: Она имела намерение встретить подругу в кафе. К СГС можно отнести такие случаи, в составе которых вместо спрягаемого модального глагола выступает устойчивое словосочетание. Часто они объединяют модальный глагол и существительное. Горел желанием = желал: Он горел желанием запустить свой проект. Терял надежду = не надеялся: Учитель не терял надежду успешно победить в конкурсе. Сделать усилие = стараться: Незнакомец сделал усилие улыбнуться, но у него не получилось.

Имел намерение = намеревался: Она имела намерение встретить подругу в кафе.

К СГС можно отнести такие случаи, в составе которых вместо спрягаемого модального глагола выступает устойчивое словосочетание. Часто они объединяют модальный глагол и существительное.

Горел желанием = желал: Он горел желанием запустить свой проект.

Терял надежду = не надеялся: Учитель не терял надежду успешно победить в конкурсе.

Сделать усилие = стараться: Незнакомец сделал усилие улыбнуться, но у него не получилось.

Девушка не могла потерять надежду = Девушка не могла надеяться. Во второй части СГС может быть неделимое словосочетание с инфинитивом: Шахматист мечтал одержать победу на турнире = Шахматист мечтал победить на турнире.

Девушка не могла потерять надежду = Девушка не могла надеяться.

Во второй части СГС может быть неделимое словосочетание с инфинитивом:

Шахматист мечтал одержать победу на турнире = Шахматист мечтал победить на турнире.

Упражнение 6. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.   Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.

Упражнение 6. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Определите виды сказуемых.

Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных. Фильмы про обезьян они готовы смотреть целыми часами. Однажды при демонстрации фильма о животных на экране появились змеи, и обезьяны так перепугались, что люди прекратили фильм. Одна маленькая обезьянка так боялась смотреть на экран, что она даже спряталась в угол. Бедняжка была рада залезть на руки к первому же подошедшему человеку.

Упражнение 7 . Прочитайте текст. Спишите его, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания. Подчеркните сказуемые и определите их вид (ПГС или СГС). Люди нач…ли учи(т,ть)ся сч…тать в (не)запам…тные врем…на а учила их сама жизнь. Древние люди д…лжны были д…бывать себе пищу охотой. Они соб…рались охоти(т,ть)ся на крупн…го зверя всем плем…нем потому что (н…)кто (не) смог (бы) справи(т,ть)ся с ним (в) одиночку. Что(бы) д…быча (не) ушла люди должны были окружить животное (со) всех ст…рон. Тут они (не) могли обойтись без сч…та. Древние (не) умели сч…тать при пом…щи ц…фр но они могли пок…зать числа на пальцах рук. Есть и с…йчас на з…мле плем…на которые при сч…те (не) могут обойтись без пом…щи пальц…в.

Упражнение 7 . Прочитайте текст. Спишите его, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания. Подчеркните сказуемые и определите их вид (ПГС или СГС).

Люди нач…ли учи(т,ть)ся сч…тать в (не)запам…тные врем…на а учила их сама жизнь. Древние люди д…лжны были д…бывать себе пищу охотой. Они соб…рались охоти(т,ть)ся на крупн…го зверя всем плем…нем потому что (н…)кто (не) смог (бы) справи(т,ть)ся с ним (в) одиночку. Что(бы) д…быча (не) ушла люди должны были окружить животное (со) всех ст…рон. Тут они (не) могли обойтись без сч…та. Древние (не) умели сч…тать при пом…щи ц…фр но они могли пок…зать числа на пальцах рук. Есть и с…йчас на з…мле плем…на которые при сч…те (не) могут обойтись без пом…щи пальц…в.