Просмотр содержимого документа
«Презентация "Социализация младшего школьника"»
Социализация младшего школьника.
Творческая группа:
Александрова С.В.
Лубсанова Т.А.
Пономарёва С.Ю.
Санжиева Э.В.
Чичигина Л.Ф.
«Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя – его все больше и больше; глубже врастает в жизнь.»
Януш Корчак.
От социальных катаклизмов в наибольшей степени пострадала способность человека к "спонтанному" развитию , к самореализации , самоактуализации — свойству, которое А. Маслоу характеризует как полное употребление и использование своих талантов и способностей.
- Сегодня под « социализацией » понимается скорее способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место, с одной стороны, приспособиться к актуальным запросам социума, с другой, попытаться создать себе пространство для роста и развития.
Проблемы
- Взрослые (родители, учителя) не всегда правильно общаются с детьми.
- Дети не умеют общаться друг с другом.
- Ребенок, придя из семьи, из детского сада в школу, оказывается ограниченным в общении в рамках своего класса.
- Проводимые мероприятия часто мало значимы для самих детей, придуманы взрослыми, реализуемы ими же.
- Отсутствуют диагностика социального запроса детей.
ЦЕЛЬ на I ступени образования
- Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть компетенциями социального взаимодействия, личностного самосовершенствования.
Задачи:
- организация работы по успешной адаптации ребенка в школе;
- диагностика социальных запросов мл. шк-ков;
- формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоения новой социальной роли;
- формирование потребности в общении;
- оказывать целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к:
- самопознанию;
- самоопределению;
- самореализации; - саморегуляции; - в соразвитии, развитии себя через развитие
других
- Социальное становление происходит 4 путями:
1. В самом себе: · через осознание собственной уникальности и индивидуальности · через развитие своих способностей. 2. В отношениях с другими людьми: · через заботу о них · через совместную деятельность · через общение с ними. 3. В отношениях с окружающим миром · через принимание мира, · через его познание, · через оценку его красоты · через его созидательное преобразование. 4.Через собственное осмысление своего места в системе отношений мира.
Формы и виды деятельности по организации работы для успешной адаптации:
- Обучающий курс для родителей и учителей «Психофизиологические особенности младших школьников».
- Организация работы в группах сменного состава
- Психолого – педагогическое сопровождение
- Курс «Введение в школьную жизнь»:
- «Я – ученик»
- «Давайте познакомимся»
- психологические тренинги
- пальчиковые игро-тренинги
- групповое пение
- «Добрые слова»
- ролевые игры
- сказкотерапия
- творческие мастерские
Диагностика социальных запросов младших школьников
- В процессе диагностики выявляются не только пробелы. Диагностика позволяет провести самоактулизацию проблемы каждому ребенку. Определить свои возможности и способности, сравнить, соотнести свои интересы и потребности, нравственные принципы и идеалы с ценностями и идеалами товарищей, с общечеловеческими ценностями и социальными нормами.
Методы диагностики
- тестирование учащихся и родителей
- заполнение анкет и опросы
- диагностическая беседа, коллективное обсуждение проблем
- диагностическое сочинение
- диагностическая игра
Формы и виды деятельности по формированию умения ориентироваться в новой социальной среде
- проведение ребенком или группой детей этапа урока (всего урока)
- проведение урока родителями
- КТД «Научи меня»
- театральные постановки
- психологические тренинги
- шефство (над другим классом, группой детского сада)
Формы и виды деятельности по формированию потребности в общении
- Практикум «Радость воспитания»
- Создание клуба (совместная творческая деятельность детей и родителей)
- Ролевые игры
- Занятия всем классом в кружках
- Индивидуальные занятия в кружках
- Школьные фестивали
- «Книга рекордов нашего класса»
Формы и виды деятельности по целенаправленному влиянию на развитие потребности и способности личности
- Творческие и учебные проекты, презентации
- Включение в содержание учебных предметов элементов этнокультуры
- Организация волонтерского движения
- КТД «Город мастеров», «Этот пестрый мир искусства»
- День фантазии и фантазеров
- Ролевые игры
- Литературные гостиные
- Кинофестиваль «О вечном, о добром, о главном»
- Родительские лектории
Прогнозируемые результаты
Реализация этой программы позволит:
- успешно адаптироваться ребенку в школе;
- принять и освоить новые социальные роли;
- овладеть начальными коммуникативными компетенциями;
- ориентировать личность на саморазвитие, соразвитие.
Возможные риски
- Недостаточное понимание проблемы социализации со стороны родителей, педагогов.
- Обучение педагогов и родителей не сможет быть организовано на должном уровне.
- Не в полной мере будет обеспечено психолого-педагогическое сопровождение.
- Не у всех участников программы возникнет потребность в саморазвитии, соразвитии.
- Работа по данной программе будет проводиться не систематически, без учета психофизиологических особенностей младших школьников.
« Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не остужать, не спешить и не гнать.
Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез…
Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок.»
(Януш Корчак)