СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу по одноимённой тематике

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка»»

Совершенствование коммуникативной  компетенции  учащихся на уроках  русского языка   Букина И. В. МБ ОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа»

Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Букина И. В.

МБ ОУ «Куракинская средняя общеобразовательная школа»

 «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию « Школа – 2020. Какой мы ее видим?»

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию « Школа – 2020. Какой мы ее видим?»

Компетенция определяется как личностная способность человека решать определённые задачи, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению.
  • Компетенция определяется как личностная способность человека решать определённые задачи, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения), предметную компетенцию (активное владение лексикой), лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания) и прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями). Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию (знание единиц языка и правил их соединения), предметную компетенцию (активное владение лексикой), лингвистическую компетенцию (специальные лингвистические знания) и прагматическую компетенцию (возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями).

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.

М.Ю. Олешков, В.М. Уваров)

Коммуникативная компетенция Знания стилей речи, типов речи, способов связи предложений в тексте и др. Умения и навыки выбора языковой формы, способа выражения в зависимости от условий  речевой ситуации

Коммуникативная

компетенция

Знания

стилей речи,

типов речи,

способов связи

предложений

в тексте и др.

Умения и навыки

выбора языковой формы,

способа выражения

в зависимости от условий

речевой ситуации

Противоречия  между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;  между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;  между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

Противоречия

  • между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

  • между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;

  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
     Цель: Цель: Цель: Цель: Цель:  Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Цель:

  • Цель:
  • Цель:
  • Цель:
  • Цель:

  • Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.

Задачи: - определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции; - повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; - повысить результативность обучения; - включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; - активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Задачи:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;

- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

- повысить результативность обучения;

- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Методы устной компетенции:  все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы устной компетенции:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы письменной компетенции ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами .

Методы письменной компетенции

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами .
 Монолог  целенаправленность;  непрерывность;  логичность;  смысловая законченность;  самостоятельность;  выразительность.

Монолог

  • целенаправленность;
  • непрерывность;
  • логичность;
  • смысловая законченность;
  • самостоятельность;
  • выразительность.
Диалог Можно выделить следующие характеристики диалога: 1. Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. 2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Диалог

  • Можно выделить следующие характеристики диалога:
  • 1. Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.
  • 2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
Совместная деятельность. Еще один метод формирования коммуникативных действий – это совместная деятельность. Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре. 3. Работа по выполнению задания. 4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре. 5. Общая дискуссия.

Совместная деятельность.

  • Еще один метод формирования коммуникативных действий – это совместная деятельность. Одним из видов совместной деятельности является работа в парах. В парной форме организационно-учебной работы осуществляется сотрудничество и товарищеская взаимопомощь. Деятельность учащихся в паре на уроке складывается из следующих компонентов:
  • 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания.
  • 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в паре.
  • 3. Работа по выполнению задания.
  • 4. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в паре.
  • 5. Общая дискуссия.
Игровые методы и приемы .  ИКТ. Во время игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося: обмен гипермедиа сообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки. •  выступление с аудиовизуальной поддержкой; •  фиксация хода коллективной и личной коммуникации; •  общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум .  умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; позитивное отношение к другим людям; умение сопереживать; умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать; умение оценивать себя и своих товарищей.

Игровые методы и приемы . ИКТ.

  • Во время игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:
  • обмен гипермедиа сообщениями. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки.
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной и личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде: электронная почта, чат, видеоконференция, форум .
  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям;
  • умение сопереживать;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать;
  • умение оценивать себя и своих товарищей.

Работа с текстом   • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • коммуникативные и игровые ситуации.

Работа с текстом

  • комплексная работа с текстом;
  • лингвостилистический анализ текста;
  • «самодиктанты»;
  • сочинение-рассуждение;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами-миниатюрами;
  • коммуникативные и игровые ситуации.
Комплексный анализ текста    Условия продуктивной работы с текстом: •  Творческий подход в работе с текстом •  Целенаправленный отбор текстов •  Включение каждого урока в систему работы •  Исследовательский характер работы •  Продуманная система заданий

Комплексный анализ текста

Условия продуктивной работы с текстом:

Творческий подход в работе с текстом

Целенаправленный отбор текстов

Включение каждого урока в систему работы

Исследовательский характер работы

Продуманная система заданий

Диктанты с изменением текста: творческие, восстановленные,  диктанты по аналогии, диктанты с продолжением .

Диктанты с изменением текста:

  • творческие,
  • восстановленные,
  • диктанты по аналогии,
  • диктанты с продолжением .
Изложение Задания на отработку умений сжатия текста:  упражнения на обобщение частной информации, упражнения на исключение второстепенной информации, анализ и обработка текста-рассуждения, сжатие повествовательного текста, сравнение полного и сжатого текстов

Изложение

Задания на отработку умений сжатия текста:

  • упражнения на обобщение частной информации,
  • упражнения на исключение второстепенной информации,
  • анализ и обработка текста-рассуждения,
  • сжатие повествовательного текста,
  • сравнение полного и сжатого текстов

Новые образовательные результаты: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;  повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;  прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;  умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;  активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Новые образовательные результаты:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!