Предмет – русский язык
Класс – 8
Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
развитие исследовательских умений обучающихся;
активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
развитие критического мышления;
совершенствование коммуникативной компетенции;
Воспитательные:
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник.
Вид урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слайд 1

Слайд 2

Объявление темы и цели урока
Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом или одиночным деепричастием. Попробуйте определить цель нашего урока.
Работа по теме.
Работа с учебником и презентацией.
Рассмотрите таблицу в упр. 259 и сравните с таблицей на Слайде 3.
Ставится запятая | Не ставится запятая |
1. Деепричастный оборот в любом месте предложения | 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя…); обычно стоит после глагола |
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом) | 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… |
3. Однородные одиночные деепричастия | 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого |
4. Деепричастный оборот, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… | 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя… |
|  |
6. Однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному главному слову и связанные союзом И. |
Где, по вашему мнению, более полно отражена информация по теме? Почему?
Комментированное письмо.
В данных предложениях расставьте необходимые знаки препинания. Пользуясь таблицей, объясните пунктуацию.
1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)
2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.)
3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)
4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)
5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)
6. Начиная с первого мая мы будем учиться в одну смену. (Начиная с …)
7. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом?)
8. Феня еще долго сидела пригорюнившись. (Сидела пригорюнившись – расстроилась – составное сказуемое.)
9. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие.)
10. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.)
Графический диктант. Слайд 4
1. Видя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо.
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.
5. Уходя, гасите свет.
6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.
7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
Взаимопроверка.
Работа с учебником.
Самостоятельное выполнение учащимися упр.260
Игра «Крестики- нолики» (работа в парах). Слайд 5
1о | 2н | 3о |
4н | 5о | 6н |
7о | 8н | 9о |
Подведение итогов урока.
С каким законом русского языка мы с вами познакомились?
Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?
Домашнее задание.
НА ВЫБОР УЧЕНИКА:
Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.
Составить текст на тему «Приход весны» с использованием обособленных членов предложения.
Выполнить упр.263 (письменно)