Современные технологии обучения младших школьников
Технология проблемного обучения
Выполнила
Комлева Анастасия,
студентка группы ПНК-2Б
Проверила
Якимова Наталья Ивановна,
преподаватель педагогики
Сущность
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.
Преимущества
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
По В.И. Загвязинскому проблемное обучение развивает творческую активность и самостоятельность учеников, включает их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителей и учеников, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности. Оно, как указывалось, соответствует социальному заказу, природе развивающегося знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности, и развивающего обучения в частности.
Владимир Ильич Загвязинский
Недостатки
- Проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.
- ПО оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.
- Данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.
- Очень жесткие ограничения накладывают лимит времени, а проблемное обучение требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.
- Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.
Методы
Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.
Методы проблемного обучения
Проблемное
изложение
Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Методы проблемного обучения
Продуктивное
чтение
Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). концептуальной (основная идея текста, его главный смысл). подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»). Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Методы проблемного обучения
Мозговые
атаки
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике.
Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:
1. Постановка проблемы
2. Четкое определение сущности поставленной проблемы
3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения
4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы
5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы
Проблемные ситуации создаются на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
3. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
4. Постановка проблемных задач.
а) По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
б) Задачи с заведомо допущенными ошибками.
в) Задачи с противоречивыми данными.
г) Нестандартные тексты задач.
5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
Пример . Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Пример. Урок «Математика»
Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Пример. Урок «Русский язык»
На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)
Список использованной литературы
- https:// zen.yandex.kg/media/id/592d97827ddde88dbd5afded/problemnoe-obuchenie-problemnoe-izlojenie-materiala-problemnaia-situaciia-v-chem-raznica-5d825f294e057700aee12eee
- https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/11/problemnoe-obuchenie
- https:// studopedia.ru/6_4292_problemnoe-obuchenie.html
- https://4brain.ru/blog/problem-learning /
- https:// studopedia.su/14_123227_problemnoe-obuchenie.html
- https:// studme.org/46751/pedagogika/problemnoe_obuchenie
- https:// pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia
- https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-tehnologii-problemnogo-obucheniya-kak-sredstva-povisheniya-urovnya-motivacii-1567067.html
- https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_problemnogo_obucheniya /
С П А С И Б О
З А
В Н И М А Н И Е