СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Современные технологии обучения младших школьников. Технология проблемного обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современные технологии обучения младших школьников. Технология проблемного обучения"»

Современные технологии обучения младших школьников Технология проблемного обучения Выполнила Комлева Анастасия, студентка группы ПНК-2Б Проверила Якимова Наталья Ивановна, преподаватель педагогики

Современные технологии обучения младших школьников

Технология проблемного обучения

Выполнила

Комлева Анастасия,

студентка группы ПНК-2Б

Проверила

Якимова Наталья Ивановна,

преподаватель педагогики

Сущность Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.

Сущность

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.

Преимущества Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

Преимущества

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

По В.И. Загвязинскому проблемное обучение развивает творческую активность и самостоятельность учеников, включает их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителей и учеников, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности. Оно, как указывалось, соответствует социальному заказу, природе развивающегося знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности, и развивающего обучения в частности. Владимир Ильич Загвязинский

По В.И. Загвязинскому проблемное обучение развивает творческую активность и самостоятельность учеников, включает их в поисковую, исследовательскую деятельность, формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения, открывает возможности творческого сотрудничества учителей и учеников, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности. Оно, как указывалось, соответствует социальному заказу, природе развивающегося знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности, и развивающего обучения в частности.

Владимир Ильич Загвязинский

Недостатки Проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования. ПО оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.

Недостатки

  • Проблемное обучение применимо не на всяком материале, а только на таком, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования.
  • ПО оправдано только на материале высокого уровня значимости, потому что акцентирование внимания путем использования проблемных методов на второстепенном материале может принести больше вреда, чем пользы: главное окажется на втором плане и может быть упущено, а второстепенное будет усвоено. Помимо прочего, очевидна еще и нерациональная трата времени. Тут как раз полезно вспомнить: из пушек по воробьям не стреляют.

Данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии. Очень жесткие ограничения накладывают лимит времени, а проблемное обучение требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.
  • Данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области, иначе не будет попадания в «зону ближайшего развития», в ту действительно проблемную для человека зону, где и возможны сдвиги в развитии.
  • Очень жесткие ограничения накладывают лимит времени, а проблемное обучение требует значительно больших временных затрат по сравнению с другими типами обучения.
Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.
  • Наконец, надо еще иметь в виду, что проблема формирования творческой личности решается не только в ходе самого проблемного обучения, но и на основе непосредственного влияния творческого руководителя, межличностных контактов, состязания и игры, фантазирования импровизации, в которых проблемность сплавлена с релаксацией, образностью, с погружением в мир новых для человека отношений и другими факторами.
Методы Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.

Методы

Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.

  Методы проблемного обучения Проблемное изложение Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

  Методы проблемного обучения

Проблемное

изложение

Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

  Методы проблемного обучения Продуктивное чтение Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). концептуальной (основная идея текста, его главный смысл). подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»). Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

  Методы проблемного обучения

Продуктивное

чтение

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде). концептуальной (основная идея текста, его главный смысл). подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»). Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

  Методы проблемного обучения Мозговые атаки Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые.  Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике.

  Методы проблемного обучения

Мозговые

атаки

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике.

Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно: 1. Постановка проблемы

Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:

1. Постановка проблемы

2. Четкое определение сущности поставленной проблемы

2. Четкое определение сущности поставленной проблемы

3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения

3. Определение всех возможных путей по выходу из ситуации, вынесение предложений возможного решения, обоснование каждого предложения

4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы

4. Аргументированные доказательства эффективности вынесенных предложений и решения с их помощью проблемы

5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы

5. Осуществление проверки правильности предложенного решения проблемы

Проблемные ситуации создаются на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов: 1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Проблемные ситуации создаются на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

3. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

3. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

4. Постановка проблемных задач. а)  По математике это могут быть  задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.  б)  Задачи с заведомо допущенными ошибками. в)  Задачи с противоречивыми данными. г)  Нестандартные тексты задач.

4. Постановка проблемных задач.

а)  По математике это могут быть  задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. 

б)  Задачи с заведомо допущенными ошибками.

в)  Задачи с противоречивыми данными.

г)  Нестандартные тексты задач.

5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Пример . Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Пример . Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Пример.  Урок «Математика» Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки? Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Пример.  Урок «Математика»

Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.

Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Пример.  Урок «Русский язык» На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)

Пример.  Урок «Русский язык»

На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)

Список использованной литературы https:// zen.yandex.kg/media/id/592d97827ddde88dbd5afded/problemnoe-obuchenie-problemnoe-izlojenie-materiala-problemnaia-situaciia-v-chem-raznica-5d825f294e057700aee12eee https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/11/problemnoe-obuchenie https:// studopedia.ru/6_4292_problemnoe-obuchenie.html https://4brain.ru/blog/problem-learning / https:// studopedia.su/14_123227_problemnoe-obuchenie.html https:// studme.org/46751/pedagogika/problemnoe_obuchenie https:// pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-tehnologii-problemnogo-obucheniya-kak-sredstva-povisheniya-urovnya-motivacii-1567067.html https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_problemnogo_obucheniya /

Список использованной литературы

  • https:// zen.yandex.kg/media/id/592d97827ddde88dbd5afded/problemnoe-obuchenie-problemnoe-izlojenie-materiala-problemnaia-situaciia-v-chem-raznica-5d825f294e057700aee12eee
  • https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/11/problemnoe-obuchenie
  • https:// studopedia.ru/6_4292_problemnoe-obuchenie.html
  • https://4brain.ru/blog/problem-learning /
  • https:// studopedia.su/14_123227_problemnoe-obuchenie.html
  • https:// studme.org/46751/pedagogika/problemnoe_obuchenie
  • https:// pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia
  • https:// infourok.ru/metodi-i-priemi-tehnologii-problemnogo-obucheniya-kak-sredstva-povisheniya-urovnya-motivacii-1567067.html
  • https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_problemnogo_obucheniya /
С П А С И Б О  З А В Н И М А Н И Е

С П А С И Б О

З А

В Н И М А Н И Е


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!