Современные подходы в преподавании русского языка
Цель изучения русского языка в школах Луганской Народной Республики
Формирование духовно богатой языковой
личности, которая владеет умениями и навыками
свободно, коммуникативно оправданно
использовать средства русского языка – его
стили, формы, жанры во всех видах речевой
деятельности (аудирование, чтение, говорение и
письмо), то есть обеспечение должного уровня
коммуникативной компетентности.
Задачи изучения русского языка в школах Луганской Народной Республики:
• личностные :
- уважение к родному языку, осмысление его как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- осознание эстетической ценности родного языка;
• метапредметные:
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
• предметные :
- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка;
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты ;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Решению поставленных задач способствует
использование в образовательном процессе
современных подходов:
- системно-деятельностного;
- личностно-ориентированного;
- коммуникативно-деятельностного;
- компетентностного.
Личностно- ориентированный подход
Предполагает признание обучаемого как
субъекта учебного процесса, развитие личности
с индивидуальными особенностями,
возможностями.
Способствует развитию умений и навыков
каждого обучающегося в той мере, в какой
позволяет это сделать его природные задатки.
Коммуникативно-деятельностный подход
Предполагает создание условий для активного
включения ученика в коллективный поиск решения
лингвистической или речевой задачи.
На первый план выдвигаются задачи развития речи
школьников на основе анализа языковых явлений в
текстах разного типа и стиля.
Обучение строится в условиях коммуникации и
становится деятельным, протекает в процессе живого
общения с учителем, товарищами, в процессе диалога
с высокохудожественным текстом.
Компетентностный подход
Направлен на формирование и развитие
основных компетенций:
- коммуникативной;
- лингвистической;
- культуроведческой.
Мониторинг уровня грамотности среди учащихся 5 – 11 классов
Результаты мониторинга
Причины орфографической безграмотности:
- недостаточная сформированность устной речи обучающихся (бедный словарный запас, неумение подбирать проверочные слова и согласовывать слова между собой, непонимание лексического значения слова);
- незнание правил;
- знание правила, но неумение его применить;
- отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность;
- отсутствие положительной мотивации к изучению орфографии.
Пути повышения грамотности обучающихся:
- выполнение работы над ошибками после каждой
письменной работы;
- использование алгоритмов решения
орфографических задач;
- использование на уроках различных видов диктантов
(словарного, объяснительного, предупредительного,
выборочного, творческого, зрительного, свободного);
- проведение на каждом уроке орфографической минутки,
«Диктанта для друга»;
- ведение каждым учащимся словаря;
- дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками;
-
Приемы, развивающие орфографическую зоркость
1. Списывание
2. Комментированное письмо.
3. Письмо с проговаривание.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
5. Скоростное письмо.
6. Письмо по памяти.
7. Диктанты.
8. Орфографические минутки.
9. Какографические упражнения.
10. Фонетические игры