смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на педсовете
по теме «Современный урок в среднем звене в рамках введения и реализации ФГОС ООО».
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны» М.Н.Скаткин
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны» М.Н.Скаткин
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способными к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться.
Деятельность – это процесс.
Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из:
- уверенного действия;
- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).
«знаю - не знаю»
«умею - не умею»
«ищу и нахожу»
«думаю и узнаю»
«пробую и делаю».
Обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.
Задачи учителя:
- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;
- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.
Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
- планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
- оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного
подхода.
- Постановка учебной задачи, когда включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы, обеспечивает мотивацию.
- «Открытие» нового знания, где предлагается система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает выполнение предметных действий с реальными объектами.
- Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание вслух и выполнение действия по алгоритму.
- Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа внутренней речи – проговаривание «про себя».
Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.
Оптимальная система урока , наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели:
1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.
2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").
4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".
6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.
Требования к уроку
Действия
Объявление темы урока
Традиционный урок
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Осуществление коррекции
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Итог урока
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.
Спасибо за внимание