МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
Педагогический совет
«Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»
Выступление
зам. директора
ЛЬВОВОЙ НАТАЛЬИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
Задача
Дано: в школе обучается 790 учащихся, из них:
- 10 человек обучается в классе для детей с ОВЗ;
- 17 человек обучается на дому;
- 3 ученика обучаются в соответствии с протоколами ПМПК по программам 7.2 (двое) и 8.2 (один);
- школа закреплена за реабилитационным центром «Вишенки» для детей с ОВЗ, в котором в течении года находятся около 200 человек, которые учатся по программам всех типов.
Вопрос: возможно ли организовать в этой школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех детей с ОВЗ?
ГЛОССАРИЙ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем
СТАТИСТИКА:
- около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
- каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;
- на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек (около 8%);
- на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);
- процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад.
Типичные затруднения
у детей с ОВЗ и инвалидов:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- низкий уровень свойств мышления(концентрация, переключение, устойчивость);
- низкий уровень развития речи, мышления;
- трудности в понимании инструкции;
- инфантилизм;
- нарушение координации движений;
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- повышенная утомляемость;
- повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
ГЛОССАРИЙ:
Инклюзивное образование ( франц. inclusif – включающий в себя ) – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Принципы
инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Виды
инклюзивного образования:
- Полная и постоянная инклюзия - дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
- Временная инклюзия – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.
Виды
инклюзивного образования:
- Частичная инклюзия – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.
- Эпизодическая инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
ГЛОССАРИЙ:
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- необходимая и достаточная нормативно-правовая база;
- необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- адаптивная образовательная среда школы.
Нормативно-правовая база
по реализации образования детей с ОВЗ
в Российской Федерации
Нормативно-правовая база
по реализации образования детей с ОВЗ
в Российской Федерации
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС ОВЗ)
Цель ФГОС ОВЗ: гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям
Категории детей с ОВЗ:
- Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
- Тяжелые нарушения речи (ТНР);
- Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
- Нарушения опорно – двигательного аппарата (НОДА);
- Задержка психического развития (ЗПР);
- Умственная отсталость(УО);
- Расстройства аутистического спектра (РАС);
- Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Нормативно-правовая база
по реализации образования детей с ОВЗ
в Российской Федерации
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Нормативно-правовая база
по реализации образования детей с ОВЗ
в Российской Федерации
- Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся
- Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся
- Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся
- Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся
Нормативно-правовая база
по реализации образования детей с ОВЗ
в Российской Федерации:
локальные нормативные акты
Организационно-методическое
обеспечение:
- адаптированные образовательные программы;
- индивидуальные учебные планы;
- планы воспитательной работы школы и классов;
- обучение учителей (повышение квалификации).
Психолого-педагогическое
сопровождение:
- специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед);
- тьюторское сопровождение;
- организация работы психолого-педагогического консилиума школы;
- развитие толерантного отношения социума.
Адаптивная образовательная
среда школы:
- доступность классов и всех помещений школы (устранение барьеров);
- технические средства обеспечения комфортного доступа;
- коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации;
- помещения (зоны) для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.
Часть 3 статьи 55 ФЗ № 273: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК
Для прохождения ПМПК
образовательная организация готовит
пакет документов:
- направление на прохождение ПМПК;
- заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
- характеристику обучающегося;
- письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНОЙ)
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
N _________ от ___________,
Протокол N __________ от __________
Ф.И.О. ребенка ________________________ Дата рождения ___________________
Основные особенности ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий получения образования____________________________________________________________________________________________________________________________
Нуждается/не нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации
1. Образовательная программа:
2. Форма обучения (в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии):
3. Режим обучения:
4. Обеспечение архитектурной доступности:
5. Специальные технические средства обучения:
7. Предоставление услуг ассистента (помощника):
Предоставление услуг тьютора:
8. Специальные учебники :
9. Другие специальные условия:
10. Особые условия проведения государственной итоговой аттестации
11. Направления коррекционной-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:
Срок повторного прохождения ПМПК ____________________________
Дата выдачи заключения ПМПК: _____________________________ 20__ года
Процедура оформления детей с ОВЗ для обучения в школе:
Ожидаемый результат образования ребенка с ОВЗ
компетенции
жизненные
академические
развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов
ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУН для личного и социального развития
Достоинства
инклюзивного образования:
Уверенность ребенка в себе
Понимание проблем обучающихся с ОВЗ, улучшение соц. системы
Общение со сверстниками
Полноценное образование
Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества.
Адаптация и интеграция в социум
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
Уильям Джеймс