СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может использоваться для сопровождения выступления по теме «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития».

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9   Педагогический совет «Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»       Выступление зам. директора ЛЬВОВОЙ НАТАЛЬИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

Педагогический совет

«Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»

Выступление

зам. директора

ЛЬВОВОЙ НАТАЛЬИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ

Задача  Дано:  в школе обучается 790 учащихся, из них: 10 человек обучается в классе для детей с ОВЗ; 17 человек обучается на дому; 3 ученика обучаются в соответствии с протоколами ПМПК по программам 7.2 (двое) и 8.2 (один); школа закреплена за реабилитационным центром «Вишенки» для детей с ОВЗ, в котором в течении года находятся около 200 человек, которые учатся по программам всех типов.  Вопрос:  возможно ли организовать в этой школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех детей с ОВЗ?

Задача

Дано: в школе обучается 790 учащихся, из них:

  • 10 человек обучается в классе для детей с ОВЗ;
  • 17 человек обучается на дому;
  • 3 ученика обучаются в соответствии с протоколами ПМПК по программам 7.2 (двое) и 8.2 (один);
  • школа закреплена за реабилитационным центром «Вишенки» для детей с ОВЗ, в котором в течении года находятся около 200 человек, которые учатся по программам всех типов.

Вопрос: возможно ли организовать в этой школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех детей с ОВЗ?

ГЛОССАРИЙ:  Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья  – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий  Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем

ГЛОССАРИЙ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем

СТАТИСТИКА:  около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии; каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;  на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000   на численность населения 146 800 000 человек (около 8%);  на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);   процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад. 

СТАТИСТИКА:

  • около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
  • каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %; 
  • на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000   на численность населения 146 800 000 человек (около 8%); 
  • на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);  
  • процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад. 

Типичные затруднения у детей с ОВЗ и инвалидов: отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире; темп выполнения заданий очень низкий; нуждается в постоянной помощи взрослого; низкий уровень свойств мышления(концентрация, переключение, устойчивость); низкий уровень развития речи, мышления; трудности в понимании инструкции; инфантилизм; нарушение координации движений; низкая самооценка; повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения; низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; повышенная утомляемость; повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Типичные затруднения

у детей с ОВЗ и инвалидов:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • низкий уровень свойств мышления(концентрация, переключение, устойчивость);
  • низкий уровень развития речи, мышления;
  • трудности в понимании инструкции;
  • инфантилизм;
  • нарушение координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность;
  • высокий уровень психомышечного напряжения;
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
ГЛОССАРИЙ:  Инклюзивное образование ( франц. inclusif – включающий в себя  )  – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

ГЛОССАРИЙ:

Инклюзивное образование ( франц. inclusif – включающий в себя ) – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Принципы инклюзивного образования:  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Принципы

инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Виды инклюзивного образования:  Полная и постоянная инклюзия - дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Временная инклюзия – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.

Виды

инклюзивного образования:

  • Полная и постоянная инклюзия - дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Временная инклюзия – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.

Виды инклюзивного образования:  Частичная инклюзия  – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. Эпизодическая инклюзия  – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Виды

инклюзивного образования:

  • Частичная инклюзия – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.
  • Эпизодическая инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

ГЛОССАРИЙ:  Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: необходимая и достаточная нормативно-правовая база; необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение; психолого-педагогическое сопровождение; адаптивная образовательная среда школы.

ГЛОССАРИЙ:

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • необходимая и достаточная нормативно-правовая база;
  • необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • адаптивная образовательная среда школы.

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ОВЗ в Российской Федерации

Нормативно-правовая база

по реализации образования детей с ОВЗ

в Российской Федерации

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ОВЗ в Российской Федерации Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС ОВЗ) Цель ФГОС ОВЗ: гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям

Нормативно-правовая база

по реализации образования детей с ОВЗ

в Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС ОВЗ)

Цель ФГОС ОВЗ: гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям

Категории детей с ОВЗ: Нарушения слуха (тугоухость, глухота); Тяжелые нарушения речи (ТНР); Нарушения зрения (слепые, слабовидящие); Нарушения опорно – двигательного аппарата (НОДА); Задержка психического развития (ЗПР); Умственная отсталость(УО); Расстройства аутистического спектра (РАС); Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

Категории детей с ОВЗ:

  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);
  • Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • Нарушения опорно – двигательного аппарата (НОДА);
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Умственная отсталость(УО);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ОВЗ в Российской Федерации СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нормативно-правовая база

по реализации образования детей с ОВЗ

в Российской Федерации

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ОВЗ в Российской Федерации Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса:   при 1 слепом - не более 20 обучающихся

Нормативно-правовая база

по реализации образования детей с ОВЗ

в Российской Федерации

  • Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся
  • Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся
  • Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся
  • Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса:  при 1 слепом - не более 20 обучающихся
 Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ОВЗ в Российской Федерации: локальные нормативные акты

Нормативно-правовая база

по реализации образования детей с ОВЗ

в Российской Федерации:

локальные нормативные акты

 Организационно-методическое  обеспечение:  адаптированные образовательные программы; индивидуальные учебные планы; планы воспитательной работы школы и классов; обучение учителей (повышение квалификации).

Организационно-методическое

обеспечение:

  • адаптированные образовательные программы;
  • индивидуальные учебные планы;
  • планы воспитательной работы школы и классов;
  • обучение учителей (повышение квалификации).
 Психолого-педагогическое сопровождение:  специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед); тьюторское сопровождение; организация работы психолого-педагогического консилиума школы; развитие толерантного отношения социума.

Психолого-педагогическое

сопровождение:

  • специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед);
  • тьюторское сопровождение;
  • организация работы психолого-педагогического консилиума школы;
  • развитие толерантного отношения социума.
 Адаптивная образовательная среда школы:   доступность классов и всех помещений школы (устранение барьеров); технические средства обеспечения комфортного доступа; коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.

Адаптивная образовательная

среда школы:

  • доступность классов и всех помещений школы (устранение барьеров);
  • технические средства обеспечения комфортного доступа;
  • коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации;
  • помещения (зоны) для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.
Часть 3 статьи 55 ФЗ № 273: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК        Для прохождения ПМПК образовательная организация готовит пакет документов:  направление на прохождение ПМПК; заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации; характеристику обучающегося; письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности.

Часть 3 статьи 55 ФЗ № 273: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК

Для прохождения ПМПК

образовательная организация готовит

пакет документов:

  • направление на прохождение ПМПК;
  • заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
  • характеристику обучающегося;
  • письменные работы по русскому языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

  N _________ от ___________,

  Протокол N __________ от __________

  Ф.И.О. ребенка ________________________ Дата рождения ___________________

  Основные особенности ребенка, определяющие необходимость создания специальных условий получения образования____________________________________________________________________________________________________________________________

Нуждается/не нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации

1. Образовательная программа:

2. Форма обучения (в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии):

3. Режим обучения:

4. Обеспечение архитектурной доступности:

5. Специальные технические средства обучения:

7. Предоставление услуг ассистента (помощника):

Предоставление услуг тьютора:

8. Специальные учебники :

9. Другие специальные условия:

10. Особые условия проведения государственной итоговой аттестации

11. Направления коррекционной-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:

Срок повторного прохождения ПМПК ____________________________

Дата выдачи заключения ПМПК: _____________________________ 20__ года

 

 

Процедура оформления детей с ОВЗ для обучения в школе:

Процедура оформления детей с ОВЗ для обучения в школе:

Ожидаемый результат образования ребенка с ОВЗ   компетенции жизненные академические развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУН для личного и социального развития

Ожидаемый результат образования ребенка с ОВЗ

компетенции

жизненные

академические

развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов

ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУН для личного и социального развития

Достоинства инклюзивного образования: Уверенность ребенка в себе Понимание проблем обучающихся с ОВЗ,  улучшение  соц. системы  Общение со сверстниками  Полноценное образование Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества.   Адаптация и интеграция в социум

Достоинства

инклюзивного образования:

Уверенность ребенка в себе

Понимание проблем обучающихся с ОВЗ, улучшение соц. системы

Общение со сверстниками

Полноценное образование

Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества.

Адаптация и интеграция в социум

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.  Уильям Джеймс

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

Уильям Джеймс