Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воронцовский детский сад
Проблемно-тематический день
"Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО в ДОУ"
- Самостоятельность обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
- Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
- По определению в "Советском энциклопедическом словаре", инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.
Психолого-педагогические условия развития самостоятельной деятельности:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО).
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО).
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО).
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).
Компоненты развития самостоятельности :
- Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня развития памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели).
- Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.
- Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в предшкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Показатели самостоятельности:
- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
- умение ставить цель деятельности;
- осуществление элементарного планирования деятельности;
- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.
Задачи образовательных областей
(п. 2.6. ФГОС ДО):
«Социально-коммуникативное развитие»
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
«Познавательное развитие»
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;
«Речевое развитие»
- овладение речью как средством общения и культуры;
«Художественно - эстетическое развитие»
- реализация самостоятельной творческой деятельности;
«Физическое развитие»
- приобретение опыта в двигательной деятельности,
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется:
В РАЗНЫХ ВИДАХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В РАЗНЫХ ПРАКТИКАХ :
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
- игровая;
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- продуктивная,
- музыкальная,
- двигательная,
- элементарная трудовая;
- непосредственно организованной;
- в режимных моментах
- в самостоятельной; деятельности;
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Требования ФГОС к ППРС
В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
-содержательно-насыщенной,
-трансформируемой,
-полифункциональной,
-вариативной,
-доступной и безопасной».
Диалог участников
«От пассивности к инициативе»
Признаки инициативной личности
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей
1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды , разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы .
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего , не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности , станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
- не стараться всё сразу показывать и объяснять,
- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.
- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно , получали от этого удовольствие.
Способы развития инициативности:
- Давать простые задания, поручения (снимать Страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха), развивать у детей инициативу.
- Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
- Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Уровни творческой инициативы:
1-й уровень
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
2-й уровень
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
3-й уровень
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).
Параметры оценки деятельности
Сектор 1 – оценка содержания.
Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов.
Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия.
Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.
Оценивается от 0 до 5 баллов
Параметры оценки деятельности
Сектор 1 – оценка содержания.
Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов.
Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия.
Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.
Оценивается от 0 до 5 баллов
Составляющие самостоятельной деятельности:
- Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения.
- Изобразительная: рисование, конструирование, лепка.
- Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
- Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
- Конструирование.
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Творческих открытий Вам и вашим воспитанникам!