СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях ФГОС ДО в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для сопровождения текста выступления  на проблемно - тематическом дне "Создание условий для поддержки и самостоятельности детей в условиях ФГОС ДО в ДОУ"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в условиях ФГОС ДО в ДОУ"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воронцовский детский сад   Проблемно-тематический день

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воронцовский детский сад

Проблемно-тематический день

"Создание условий для поддержки  инициативы и самостоятельности детей в условиях реализации ФГОС ДО в ДОУ"

Самостоятельность обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.              Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.              По определению в
  • Самостоятельность обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
  •              Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
  •              По определению в "Советском энциклопедическом словаре", инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин,  «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

  Психолого-педагогические условия развития самостоятельной деятельности: Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО). Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО). Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО). Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).    

  Психолого-педагогические условия развития самостоятельной деятельности:

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО).
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО).
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО).
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО).

   

Компоненты развития самостоятельности : Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня развития памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели). Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в предшкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Компоненты развития самостоятельности :

  • Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня развития памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели).
  • Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.
  • Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в предшкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.
Показатели самостоятельности: - стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей; - умение ставить цель деятельности; - осуществление элементарного планирования деятельности; - реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Показатели самостоятельности:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Задачи образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):   «Социально-коммуникативное развитие» - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности; «Речевое развитие» - овладение речью как средством общения и культуры; «Художественно - эстетическое развитие» - реализация самостоятельной творческой деятельности; «Физическое развитие» - приобретение опыта в двигательной деятельности, - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере  

Задачи образовательных областей

(п. 2.6. ФГОС ДО):

  «Социально-коммуникативное развитие»

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

«Познавательное развитие»

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие творческой активности;

«Речевое развитие»

- овладение речью как средством общения и культуры;

«Художественно - эстетическое развитие»

- реализация самостоятельной творческой деятельности;

«Физическое развитие»

- приобретение опыта в двигательной деятельности,

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

 

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется:

В РАЗНЫХ ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В РАЗНЫХ ПРАКТИКАХ :

  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая;
  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • продуктивная,
  • музыкальная,
  • двигательная,
  • элементарная трудовая;
  • непосредственно организованной;
  • в режимных моментах
  • в самостоятельной; деятельности;
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.   В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

  В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Требования ФГОС к ППРС    В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:  -содержательно-насыщенной,  -трансформируемой,  -полифункциональной,  -вариативной,  -доступной и безопасной».

Требования ФГОС к ППРС

  

В пункте 3.3.4 ФГОС ДО говорится о принципах организации предметно-пространственной развивающей среды.

«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной,

-трансформируемой,

-полифункциональной,

-вариативной,

-доступной и безопасной».

Диалог участников «От пассивности к инициативе»

Диалог участников

«От пассивности к инициативе»

Признаки инициативной личности - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; - инициатива в различных видах деятельности; - стремление к самореализации; - общительность; - творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; - познавательная активность.  

Признаки инициативной личности

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

 

Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей  1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды , разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.  2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.  3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей

1.Наличие развивающей предметно-пространственной среды , разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.

2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

3.Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Педагогу важно владеть  способами поддержки детской инициативы .    Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего , не авторитарного общения.  Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности , станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка   Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: - не стараться всё сразу показывать и объяснять, - не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. - необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно , получали от этого удовольствие.  

Педагогу важно владеть  способами поддержки детской инициативы .

  Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего , не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности , станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

- не стараться всё сразу показывать и объяснять,

- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно , получали от этого удовольствие.

 

Способы развития инициативности: Давать простые задания, поручения (снимать Страх 

Способы развития инициативности:

  • Давать простые задания, поручения (снимать Страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха),   развивать у детей инициативу.
  • Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
  • Поддерживать  инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки
 Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива».     Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.   

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива».   Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.  

Уровни творческой инициативы: 1-й уровень Ключевые признаки:   в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. 2-й уровень Ключевые признаки:   имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).   3-й уровень Ключевые признаки:   комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

Уровни творческой инициативы:

1-й уровень

Ключевые признаки:   в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровень

Ключевые признаки:   имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

  3-й уровень

Ключевые признаки:   комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).

Параметры оценки деятельности Сектор 1 – оценка содержания. Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов. Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия. Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.  Оценивается от 0 до 5 баллов

Параметры оценки деятельности

Сектор 1 – оценка содержания.

Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов.

Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия.

Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.

Оценивается от 0 до 5 баллов

Параметры оценки деятельности Сектор 1 – оценка содержания. Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов. Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия. Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.  Оценивается от 0 до 5 баллов

Параметры оценки деятельности

Сектор 1 – оценка содержания.

Сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия организаторов с аудиторией педагогов.

Сектор 3 – оценка деятельности педагогов –организаторов мероприятия.

Сектор 4 – оценка собственной деятельности в общем мероприятии.

Оценивается от 0 до 5 баллов

Составляющие самостоятельной деятельности: Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения. Изобразительная: рисование, конструирование, лепка. Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Конструирование. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Составляющие самостоятельной деятельности:

  • Двигательная: подвижные игры, игровые упражнения.
  • Изобразительная: рисование, конструирование, лепка.
  • Познавательно-исследовательская: исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
  • Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  • Конструирование.
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Творческих открытий Вам и вашим воспитанникам!

Творческих открытий Вам и вашим воспитанникам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!