МКУ «Балезинский детский дом»
Консультация
«Создание условий для успешной адаптации вновь прибывших воспитанников»
Заместитель директора по УВР
Е.М. Атнабаева
Основные элементы адаптационного процесса:
1. Ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде.
2. Среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться.
3. Само взаимодействие ребенка и среды.
Объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме –
основной подход в период адаптации.
Цель работы:
создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в детском доме, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации .
Задачи:
1. Организовать единое психологическое пространство, единство требований и отношений всех специалистов.
2. Создать атмосферу доверия и безопасности для каждого
ребенка.
3. Осуществлять профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
4. Способствовать активизации внутреннего потенциала ребенка через включение его в различные виды деятельности.
5. Содействовать освоению ребенком группового пространства.
6. Помочь установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
4 уровня адаптации:
1. Легкая адаптация – до 10 дней
2. Средняя адаптация – до 25 дней
3. Усложненная адаптация – до 45 дней
4. Дезадаптация – более 45 дней
Отслеживание результатов осуществляется по следующим параметрам:
1. Эффективность учебной деятельности.
2. Усвоение норм поведения. Активность в различных видах деятельности.
3. Успешность социальных контактов.
4. Эмоциональное благополучие (комфортное состояние ребенка).
5. Психофизиологические показатели: сон и аппетит.
Содержание мероприятий по адаптации вновь прибывших детей можно разделить на 3 основных блока:
- лечебно-оздоровительный;
- социально-правовой;
- психолого-педагогический
Психолого-педагогический блок
1. Диагностико-аналитическое направление деятельности.
2. Организационно-методическое направление деятельности.
3. Практическое направление деятельности.
- Диагностико-аналитическое направление деятельности
1. Знакомство с ребенком.
2. Изучение документов ребенка.
3. Наблюдение за особенностями эмоционального состояния ребенка, его сном, аппетитом, социальными контактами, проявлениями активности в разных видах деятельности, отклонениями в поведении.
*Результат - подбор методов и способов воспитательно-образовательного воздействия.
2. Организационно-методическое направление деятельности
Предполагает разработку рекомендаций по сопровождению ребенка (педагог-психолог) и составление плана мероприятий по адаптации воспитанника (воспитатель).
На конечном этапе адаптационного периода воспитатель совместно с педагогом-психологом намечает дальнейший воспитательно-образовательный маршрут ребенка.
3. Практическое направление деятельности:
- эмоциональная поддержка ребенка;
- важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности;
- научить ребёнка элементам саморегуляции эмоционального состояния;
- организация жизнедеятельности ребенка в новых условиях;
- включение ребенка в социально-полезную деятельность;
- помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми.
В случаях дезадаптации и усложненной адаптации необходима совместная работа воспитателя с педагогом-психологом и социальным педагогом.
Эффективная реализация содержания психолого-педагогического блока обеспечивает необходимую базу для дальнейшей воспитательно-образовательной работы с ребенком, направленную на его развитие, социально-психологическую адаптацию и социализацию через снижение негативных последствий депривационного синдрома.