Эпиграф к уроку: Растение – посредник между небом и землей. Оно – лиственный Прометей, похитивший огонь с неба . Климент Аркадьевич Тимерязев
Актуализация опорных знаний: 1.Какие общие признаки характерны для всех живых организмов? 2. На какие Царства принято разделять живые организмы? 3. Что вы знаете о растениях в зависимости от их строения? 4. А какая еще классификация вам известна? 5. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных? 6. Какие признаки присущи представителям царства Растения?
Мы требуем, чтобы по праву И кусты, и деревья, и травы – Бесценный дар кислородный – Берёг и ценил человек. 7. Почему автор называет растения даром кислородным? 8. Говорят, что жизнь – это лучи Солнца, усвоенные зелёным листом растения. Вся жизнь на Земле связана с зелёным листом. Почему?
Способы питания растений
Цель урока - сравнить типы питания растений.
Задачи:
Образовательные: формировать понятия о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного и воздушного питания растений; раскрыть понятие «фотосинтез», роль хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки работы в парах, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний, познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательные: формировать знания о мерах защиты окружающей среды от загрязнений удобрениями, научное мировоззрение, экологическую компетентность.
Проблемные вопросы
- В каких питательных веществах нуждаются растения?
- Сколько способов питания существует у растений?
Охрана почвы
Зоны корня
Воздушное питание растений
Минута мысли
- Солнце
- Хлоропласты
- Синтез
- Автотрофы
- Растение
- Органические вещества
Фотосинтез
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »
Строение листа
Хлоропласт
Закрепление
- 1. При дыхании корни поглощают:
- а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
- г) растворенные минеральные вещества.
- 2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
- а) зона деления; б) зона роста;
- в) зона всасывания; г) зона проведения.
- 3. Органическое удобрение:
- а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
- 4. Почка – это:
- а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
- в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
Закрепление
- 5. Клубень – это:
- а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
- 6. Вегетативные органы:
- а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
- 7. Фотосинтез происходит:
- а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
- 8. Стержневая корневая система имеет:
- а) один корень; б) много корней;
- в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
- 9. Придаточные корни:
- а) развиваются из корешка зародыша;
- б) отрастают от стебля;
- в) развиваются на главном корне;
- г) отрастают от боковых корней.
Закрепление
1. Выберите правильные утверждения:
1.Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
2.Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
3.Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
4.Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
5.Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
.
Биологический диктант
Корневая система растения поглощает из почвы …(1) и …(2) с помощью …(3) Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим …(4) Через устьица к клеткам основной ткани поступает …(5) В хлоропластах при участии света образуются …(6) Происходит процесс …(7) При этом выделяется газ …(8).
Домашнее задание:
&36-37 читать, отвечать на вопросы
*подготовить кроссворд «Способы питания растений»