СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА" 6 класс»

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ И КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ

И

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

«Постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение» Н. В. Гоголь

«Постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение»

Н. В. Гоголь

1. Как называются  слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи? (СИНОНИМЫ.) 2. Как называются  слова, имеющие несколько значений ? ( МНОГОЗНАЧНЫЕ.) 3. Как называются  слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? (АНТОНИМЫ.)

1. Как называются  слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?

(СИНОНИМЫ.)

2. Как называются  слова, имеющие несколько значений ?

( МНОГОЗНАЧНЫЕ.)

3. Как называются  слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

(АНТОНИМЫ.)

4. Как называется  совокупность слов какого-нибудь языка? (ЛЕКСИКА) 5. Как называются  слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению? (ОМОНИМЫ.) 6. Как называются  слова, известные всему народы? (ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ.)

4. Как называется  совокупность слов какого-нибудь языка?

(ЛЕКСИКА)

5. Как называются  слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

(ОМОНИМЫ.)

6. Как называются  слова, известные всему народы?

(ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ.)

7. Как называются  новые слова, возникающие в языке? (НЕОЛОГИЗМЫ.) 8. Как называются  слова, вышедшие из активного повседневного употребления ? (АРХАИЗМЫ.) 9. Как называются  слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? (ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ.)

7. Как называются  новые слова, возникающие в языке?

(НЕОЛОГИЗМЫ.)

8. Как называются  слова, вышедшие из активного повседневного употребления ?

(АРХАИЗМЫ.)

9. Как называются  слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии?

(ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ.)

10. Как называются  слова, употребляемые только жителями той или иной местности? (ДИАЛЕКТИЗМЫ.) 11. Как называются  слова, имеющие только одно значение? (ОДНОЗНАЧНЫЕ.) 12. Как называются  слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений ? (ИСТОРИЗМЫ.)

10. Как называются  слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

(ДИАЛЕКТИЗМЫ.)

11. Как называются  слова, имеющие только одно значение?

(ОДНОЗНАЧНЫЕ.)

12. Как называются  слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений ?

(ИСТОРИЗМЫ.)

«Qualis vir,  talis oratio! – Каков человек, такова и его речь!» Лу́ций А́нней Се́не́ка (4 г. до н.э.- 65 г. н.э.) - римский философ, государственный деятель и поэт, воспитатель Нерона.   «Заговори, чтоб я  тебя увидел».  Сократ (469—399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, учитель Платона, Ксенофонта и других великих философов античности.

«Qualis vir,

talis oratio! –

Каков человек, такова и его речь!»

Лу́ций А́нней Се́не́ка (4 г. до н.э.- 65 г. н.э.) - римский философ, государственный деятель и поэт, воспитатель Нерона.

 

«Заговори, чтоб я

тебя увидел».

Сократ (469—399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, учитель Платона, Ксенофонта и других великих философов античности.

Язык является средством человеческого общения. Мысли облекаются в предложения, строительным материалом которого выступает слово. КАКУЮ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ ИГРАЮТ СЛОВА? называют Стул, урок, ученик, тетрадь борьба, пение, расчистка, вход синева, мудрость, высота, ширь снег, град, гром, молния писать, учиться, найти, запеть лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый три, седьмой, двадцать пять предмет действие как предмет признак как предмет явление действие предмета признак предмета количество,  порядок предметов

Язык является средством человеческого общения. Мысли облекаются в предложения, строительным материалом которого выступает слово.

КАКУЮ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ ИГРАЮТ СЛОВА?

называют

Стул, урок, ученик, тетрадь

борьба, пение, расчистка, вход

синева, мудрость, высота, ширь

снег, град, гром, молния

писать, учиться, найти, запеть

лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый

три, седьмой, двадцать пять

предмет

действие как предмет

признак как предмет

явление

действие предмета

признак предмета

количество, порядок предметов

А.И. Герцен в статье

А.И. Герцен в статье "Призыв к стыдливости" (1858 г.) анализировал язык периодических изданий, среди них - известного в 19 веке издания "Пчела". Герцен говорил, в частности, о необходимости сохранения в языке газет "благопристойности, здравого смысла и человеческого достоинства"

А.И. Герцен

(1812-1870)

"Покойник (старый лакей Бакай) учил мальчишек "пчелиному" языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: "А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать". Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка".

Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?

СРАВНИТЕ жаловать кушать почивать сорочка давать есть спать рубашка Слова, помимо лексического значения, могут нести иную, дополнительную информацию.

СРАВНИТЕ

  • жаловать
  • кушать
  • почивать
  • сорочка
  • давать
  • есть
  • спать
  • рубашка

Слова, помимо лексического значения, могут нести иную, дополнительную информацию.

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА Стилистически нейтральная Стилистически окрашенная РАЗГОВОРНАЯ КНИЖНАЯ

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Стилистически

нейтральная

Стилистически

окрашенная

РАЗГОВОРНАЯ

КНИЖНАЯ

Стилистически нейтральные слова  употребляются в любой ситуации: в устной непринуждённой беседе, научных статьях, учебниках, художественной литературе.  В состав  стилистически нейтральных  слов входят слова всех частей речи, кроме междометий.  Стилистически нейтральные слова составляют основу любого текста. В толковых словарях русского языка стилистические слова даются без помет. 185   Найдите в каждом ряду стилистически нейтральных слов лишнее слово. 1) ГРЯДУЩЕЕ 2) ЖИЛПЛОЩАДЬ ВРЕМЯ МЕСТО

Стилистически нейтральные слова  употребляются в любой ситуации: в устной непринуждённой беседе, научных статьях, учебниках, художественной литературе.

В состав  стилистически нейтральных  слов входят слова всех частей речи, кроме междометий.

Стилистически нейтральные слова составляют основу любого текста.

В толковых словарях русского языка стилистические слова даются без помет.

185

  Найдите в каждом ряду стилистически нейтральных слов лишнее слово.

1) ГРЯДУЩЕЕ

2) ЖИЛПЛОЩАДЬ

ВРЕМЯ

МЕСТО

 Книжная лексика  используется в официально-деловом общении, в сфере науки и публицистики, в художественной литературе. В других сферах и ситуациях общения, например в непринуждённой беседе, в рассказе о бытовых событиях, книжная лексика может быть неуместной.  В толковых словарях книжная лексика может иметь пометы  книжн., офиц.  (официальное),  спец., научн., общ.-полит., экон., юрид., публ.  (публицистическое), поэт. (поэтическое) или  трад.-поэт.  (традиционно-поэтическое) и др. Например:  Умозаключе́ние,  -я,  м. (книжн.) . Вывод.

Книжная лексика  используется

в официально-деловом общении, в сфере науки и публицистики, в художественной литературе.

В других сферах и ситуациях общения, например в непринуждённой беседе, в рассказе о бытовых событиях, книжная лексика может быть неуместной.

В толковых словарях книжная лексика может иметь пометы  книжн., офиц.  (официальное),  спец., научн., общ.-полит., экон., юрид., публ.  (публицистическое), поэт. (поэтическое) или  трад.-поэт.  (традиционно-поэтическое) и др. Например:  Умозаключе́ние,  -я,  м. (книжн.) . Вывод.

186   Прочитайте отрывки из государственного документа и научной книги. Выпишите слова, которые имеют книжную стилистическую окраску. 1) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.  (Конституция Российской Федерации) 2) Современный телефакс может передавать тексты и фотографии по телефону всего за несколько минут. Первый телефакс был создан в 1843 году. Он представлял собой маятник, посылавший электросигналы согласно буквам.  (Из энциклопедии «История открытий»)  1. Гарантирует, равенство, свобод, гражданина, расы, национальности, имущественного, должностного, места жительства, религии, принадлежности, к общественным объединениям 2. Телефакс, представлял собой, электросигналы, согласно

186

  Прочитайте отрывки из государственного документа и научной книги. Выпишите слова, которые имеют книжную стилистическую окраску.

1) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.  (Конституция Российской Федерации)

2) Современный телефакс может передавать тексты и фотографии по телефону всего за несколько минут. Первый телефакс был создан в 1843 году. Он представлял собой маятник, посылавший электросигналы согласно буквам.  (Из энциклопедии «История открытий»)

1. Гарантирует, равенство, свобод, гражданина, расы, национальности, имущественного, должностного, места жительства, религии, принадлежности, к общественным объединениям

2. Телефакс, представлял собой, электросигналы, согласно

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКУЮ ОКРАСКУ ИМЕЮТ СЛОВА: НЕЙТРАЛЬНУЮ КНИЖНУЮ РАЗГОВОРНУЮ ПРОСТОРЕЧНУЮ 1) Бродить - блуждать - шататься - шляться 2) будущий - грядущий 3) препятствие - преграда - помеха 4) взгляд - взор 5) глаза - очи - зенки 6) лицо - лик - морда - харя 7) бояться - опасаться - трусить 8) дешёвый - копеечный - грошовый 9) бить - колотить - лупить 10) бесплатно - даром - задаром - задарма 11) прогнать - изгнать - выставить 12) волноваться - тревожиться - психовать 13) лоб - чело 14) отрезать - отхватить - оттяпать 15) верх - вершина - макушка 16) освободиться - избавиться - отделаться - отвязаться

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКУЮ ОКРАСКУ ИМЕЮТ СЛОВА:

НЕЙТРАЛЬНУЮ

КНИЖНУЮ

РАЗГОВОРНУЮ

ПРОСТОРЕЧНУЮ

1) Бродить - блуждать - шататься - шляться

2) будущий - грядущий

3) препятствие - преграда - помеха

4) взгляд - взор

5) глаза - очи - зенки

6) лицо - лик - морда - харя

7) бояться - опасаться - трусить

8) дешёвый - копеечный - грошовый

9) бить - колотить - лупить

10) бесплатно - даром - задаром - задарма

11) прогнать - изгнать - выставить

12) волноваться - тревожиться - психовать

13) лоб - чело

14) отрезать - отхватить - оттяпать

15) верх - вершина - макушка

16) освободиться - избавиться - отделаться - отвязаться

НЕЙТРАЛЬНУЮ КНИЖНУЮ 1) Бродить РАЗГОВОРНУЮ блуждать 2) будущий ПРОСТОРЕЧНУЮ 3) препятствие 1) - 2) грядущий 4) взгляд 2) - 1) шататься - шляться 3) преграда 3) помеха 4) взор 2) - 5) глаза 3) - 5) очи (трад.-поэт.) 4) - взор 6) лицо 4) - 5) - 6) лик 7) бояться 5) зенки (груб.) 6) морда 7) опасаться 8) дешёвый 7) трусить 6) харя 8) - 9) бить 7) - 10) бесплатно 8) копеечный - грошовый 9) - 8) - 9) колотить 11) прогнать 10) - 9) лупить 12) волноваться 11) изгнать 10) даром 11) выставить 13) лоб 12) тревожиться 10) задаром - задарма (грубо-фамил.) 13) чело (возвышенно-поэтическое); 12) психовать 14) отрезать 11) - 13) – 14) - 12) - 15) верх 13) – 14) отхватить 15) вершина 16) освободиться 14) оттяпать 15) макушка 16) избавиться 15) - 16) отделаться - отвязаться  16) -

НЕЙТРАЛЬНУЮ

КНИЖНУЮ

1) Бродить

РАЗГОВОРНУЮ

  • блуждать

2) будущий

ПРОСТОРЕЧНУЮ

3) препятствие

1) -

2) грядущий

4) взгляд

2) -

1) шататься - шляться

3) преграда

3) помеха

4) взор

2) -

5) глаза

3) -

5) очи (трад.-поэт.)

4) - взор

6) лицо

4) -

5) -

6) лик

7) бояться

5) зенки (груб.)

6) морда

7) опасаться

8) дешёвый

7) трусить

6) харя

8) -

9) бить

7) -

10) бесплатно

8) копеечный - грошовый

9) -

8) -

9) колотить

11) прогнать

10) -

9) лупить

12) волноваться

11) изгнать

10) даром

11) выставить

13) лоб

12) тревожиться

10) задаром - задарма (грубо-фамил.)

13) чело (возвышенно-поэтическое);

12) психовать

14) отрезать

11) -

13) –

14) -

12) -

15) верх

13) –

14) отхватить

15) вершина

16) освободиться

14) оттяпать

15) макушка

16) избавиться

15) -

16) отделаться - отвязаться

16) -

Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово. Самостоятельная работа 1) Нагой (кн) — голый 1) Нагой 2) аргументировать (кн) — доказать 2) аргументировать 3) благовонный, благоуханный (кн)— душистый, ароматный 3) благовонный, благоуханный 4) вкушать, жрать (разг) — есть, кушать; 4) вкушать, жрать 5) сетовать (кн)— жаловаться, сожалеть; 5) сетовать 6) радеть (кн)— заботиться; 6) радеть 7) промедление, проволочка (кн)— задержка; 7) промедление, проволочка 8) курчавый, кучерявый (кн) — кудрявый; 8) курчавый, кучерявый 9) врать 9) врать (кн) — обманывать; 10) препятствовать 10) препятствовать (кн)— мешать; 11) упование, чаяние 11) упование, чаяние (кн)— надежда; 12) тщетно 12) тщетно (кн) — напрасно; 13) сулить 13) сулить (кн)— обещать; 14) надуть 14) надуть (разг) — обмануть; 15) единоборство 15) единоборство (кн) — поединок.

Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.

Самостоятельная

работа

1) Нагой (кн) — голый

1) Нагой

2) аргументировать (кн) — доказать

2) аргументировать

3) благовонный, благоуханный (кн)— душистый, ароматный

3) благовонный, благоуханный

4) вкушать, жрать (разг) — есть, кушать;

4) вкушать, жрать

5) сетовать (кн)— жаловаться, сожалеть;

5) сетовать

6) радеть (кн)— заботиться;

6) радеть

7) промедление, проволочка (кн)— задержка;

7) промедление, проволочка

8) курчавый, кучерявый (кн) — кудрявый;

8) курчавый, кучерявый

9) врать

9) врать (кн) — обманывать;

10) препятствовать

10) препятствовать (кн)— мешать;

11) упование, чаяние

11) упование, чаяние (кн)— надежда;

12) тщетно

12) тщетно (кн) — напрасно;

13) сулить

13) сулить (кн)— обещать;

14) надуть

14) надуть (разг) — обмануть;

15) единоборство

15) единоборство (кн) — поединок.

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? 1) писать 2) двадцать 3) время 4) гипотенуза гипотенуза 2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике? 1) клевый 2) мировой 3) отпадный 4) прекрасный прекрасный 3. Какое слово относится к разговорной лексике? 1) общаться 2) трещать 3) беседовать 4) переговариваться трещать

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) писать 2) двадцать 3) время 4) гипотенуза

гипотенуза

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1) клевый 2) мировой 3) отпадный 4) прекрасный

прекрасный

3. Какое слово относится к разговорной лексике?

1) общаться 2) трещать 3) беседовать 4) переговариваться

трещать

4. Какое слово относится к книжной лексике? 1) манускрипт 2) уверенный 3) учитель 4) отделаться манускрипт  5. Какое из слов является разговорным? 1) поликлиника 2) начертать 3) морковка  4) безрассудный морковка  6. Какое из слов является просторечным? 1) головушка 2) глава 3) голова 4) башка   башка

4. Какое слово относится к книжной лексике?

1) манускрипт 2) уверенный 3) учитель 4) отделаться

манускрипт 

5. Какое из слов является разговорным?

1) поликлиника 2) начертать 3) морковка 4) безрассудный

морковка

6. Какое из слов является просторечным?

1) головушка 2) глава 3) голова 4) башка

  башка

“ Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит ”. Д.С. Лихачев 1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит ”.

Д.С. Лихачев

1.Что изучили на уроке?

2.Понятен ли вам новый материал?

3. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф № 24, упр.188, 189

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Параграф № 24, упр.188, 189