СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатели:
Купцова А.В.
Ильченко Е.В.
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей
Условия успешного речевого развития.
1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
Мнемотехника
«искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Мой мишка
(З. Александрова)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»
Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко
Схема описания и сравнения посуды
Методика коллаж
Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Синквейн - игровая технология,
как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.
Слово «синквейн» происходит
от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это стихотворение,
написанное в соответствии
с определёнными правилами.
1 строка - тема - называется одним словом, обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - это описание темы - в двух словах, чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах, глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово, - резюме , характеризующее суть предмета или объекта. которое выражает настроение.
Алгоритм составления синквейна
1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
2. Два прилагательных по теме.
3. Три глагола по теме.
4. Предложение по теме.
5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
В чём же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом?
В старшем дошкольном возрасте!
Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:
Осень
Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье!
Пример синквейна
1. Ежик
2. Серый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА
1. ?
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Лес.
Сказкотерапия
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет)
создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение.
Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет
Логоритмика
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Виды логоритмических упражнений
Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога.
Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку.
Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки.
Мишка косолапый По лесу идет,
(имитируем косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
ТРИЗ Теория решения изобретательских задач
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
- Выслушивать каждого желающего.
- Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
- Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
- Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
- Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей:
- Снимается чувство скованности,
- Преодолевается застенчивость,
- Развивается воображение, речевая и общая инициатива,
- Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
- ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
“ Левообезьян”.
Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Метод мозгового штурма.
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Темы мозгового штурма для детей.
1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
2. Как не ссориться с мамой?
3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
4. Придумайте насекомое с необычными свойствами.
5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
6. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?
Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Метод моделирования
Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий.
Ход: Дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив объект для анализа, команда «X» называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.
Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий.
Идет дождь-я не гуляю, ЗАТО могу целый день рисовать. Вышел на улицу и упал в лужу, ЗАТО,,,
Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок)
- Жил-был кто (что?)
- Какой он был? ( подбор определений)
- Какие делал ДОБРЫЕ дела?
- У ….. было много друзей( кто? что?)
- И был у него враг. Кто это был?
- Он был какой?
- Как он мешал главному герою?
- Кто мог помочь главному герою и как?
- Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.)
- Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта.
- Придумывание названия сказки.
- Речевая активность самих детей
Обучение детей
творческому рассказыванию по картине
При рассматривании картины используются следующие методические приемы:
- Игровая мотивация «Волшебная картина»
- Игра «Подзорная труба»
- Игра «Фотографирование»
- Игра «Вхождение в картину»
- Игра «Живые картинки»
- Игра «Превращение в объект на картине».
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !