Методы и приёмы формирования навыков беглого, осознанного
и выразительного чтения,
у младших школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Выпускники начальной школы
Сформируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Полюбят чтение художественных произведений; расширят кругозор; будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу; эмоционально отзываться на прочитанное
Противоречия:
низким уровнем техники чтения, языковой культуры
снижением интереса к чтению у обучающихся
ограниченность непосредственного контакта ребенка с художественными произведениями
низкий уровень знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию
Артикуляционная гимнастика
а) разминка
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
- Самолеты взлетают: у-у-у.
- Машины едут: ж-ж-ж.
- Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
- Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
- Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ча-ча-ча – мы остались без мяча.
Чи-чи-чи – я ищу везде ключи.
Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.
г) чтение согласных
Уч-ся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
Беглое чтение
Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими.
Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Приемы выработки беглости чтения
1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
2. Жужжащее чтение.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
4. Чтение перед сном.
5. Режим щадящего чтения.
6. Многократность чтения.
Развитие оперативной памяти
- Прочитай слова, двигаясь по стрелкам
- Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко
Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.
Задания на развитие мышления, речи, вниман ия
Какие слова спрятались?
Волчишкоткрытолщенокночь
Строжирафартликитромисбарашек
Расшифруй слова
мАшиКаН, ткВыА, огЕЦуР, горДо.
БОЧКАрОко, ЧОКсуНДУ, ЗИНАкор
Упражнение на развитие поля зрения
Сознательность чтения
1. Упражнение «Лишнее» (найти лишнее слово и объяснить)
- минута, время, час, секунда
- дорога, шоссе, тропинка, путь
- Дмитрий, Антон, Сидоров, Роман
- груша. Банан, яблоко, ежевика.
2. Упражнение «Восстанови текст»
(Текст разрезан на предложения. Его нужно восстановить)
3. Упражнение «Каверзные вопросы»
(Поиск информации из текста на вопросы учителя)
Упражнения для развития выразительности чтения
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуацией.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит
Мы бежим в перегонки,
И несут меня ни кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать, передовая радость ( возмущение, печаль, гордость ).
8. Чтение по ролям, в лицах.