Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технологии воздействия на личность в процессе общения"»
Технологии воздействия на личность в процессе общения
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая.
Методы воздействия на личность:
- Убеждение;
- Самопредъявление;
- Внушение;
- Психическое «заражение»;
- Пробуждение импульса подражанию;
- Формирование благосклонности;
- Просьба;
- Принуждение;
- Деструктивная критика;
- Игнорирование;
- Манипуляция.
Убеждение. Сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.
Самопредъявление. Открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов, при назначении на должность и др.
Внушение. Неаргументированное, сознательное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
«Заражение». Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.
Подражание. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Механизм оказывает влияние на процесс развития личности. У человека возникает желание копировать поведение манипулятора, его поступки, речь, движения и прочее.
Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Принуждение. Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами.
Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, или осмеяние его дел и поступков.
Игнорирование. Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям.
Манипуляция. Скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Цели влияния относятся к одной из групп:
- внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
- утверждение авторитета среди остальных;
- моделирование стандартов поведения и понятий;
- усвоение чувства значимости;
- самореализация.
Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.