Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Клубничка»
Технология Монтессори
в экологическом образовании дошкольников
Подготовила: Буравикова А.В., старший воспитатель
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение во всем мире.
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде .
М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными.
Основная цель методики М. Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде.
Для реализации методики М. Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
В настоящее время в 35 регионах России более 400 групп в детских садах, работающих по системе
Монтессори. Также некоторые детские сады используют элементы методики Монтессори. Регулярно проводятся всероссийские конференции по обмену опытом.
Концептуальные положения :
- Девиз педагогики М. Монтессори : «Помоги мне это сделать самому»
- Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает .
- Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.
- Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет воспитания и обучения — организовать окружающую среду для такого «впитывания».
В методике системы Марии Монтессори выделяют три составные части:
ребенок, окружающая среда, «учитель».
В центре всей системы стоит ребенок, а вокруг него - специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельности.
Обучение и развитие ребенка происходит самостоятельно в данной среде (в Монтессори-классе).
Педагог наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Основа педагогики Монтессори, ее девиз —
« Помоги мне это сделать самому».
Заповеди Марии Монтессори
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды . Проявляй постоянную педантичную заботу о ней.
- Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
Зона практической жизни оборудована достаточно простыми и в то же время полезными материалами для работы: рамки
с неким «фрагментом» рубашки с пуговицами и другими видами застежек, «методический» ботинок для обучения завязыванию шнурков, настоящая кухонная раковина, где с настоящим мылом можно помыть настоящую посуду.
Практическая деятельность
Сенсорное развитие
ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ
ЦЕЛИ: прямая : развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания.
Косвенная : подготовка к музыкальным занятиям.
Математическая
Развитие речи
ЧИСЛОВЫЕ ШТАНГИ
ЦЕЛИ : прямая — научиться считать от 1 до 10, воспринимая каждое из количеств 1 — 10 как единое целое;
косвенная — подготовка к знакомству с десятичной системой счисления.
ЧИСЛА И ЧИПСЫ
ЦЕЛИ : прямая — тест на умение последовательно считать до десяти и соотносить количества и символы; знакомство с четными и нечетными числами;
косвенная — подготовка к делению.
Естественно-научное и космическое развитие
ТЕХНИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ РЕБЕНКА С НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ
ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ УРОК
1. «Это — ...».
2. «Дай мне... Покажи мне...».
3. «Что это?
Какой это?
Сколько это?»
Методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Познавательное развитие»
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!