Технология развития критического мышления при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира.
« Кто владеет информацией, тот владеет миром» Натан Ротшильд
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов.
Этапы технологии:
- Вызов
- Осмысление
- Рефлексия
Стадия вызова
- Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме, мотивировать ученика к активной работе.
- Основные методические приёмы:
- «Корзина идей»
- «Верные- неверные утверждения»
- «Верите ли вы, что…»
Окружающий мир 1 класс Тема «Солнце»
Источник
тепла и света
Космическое
Горящий
шар
вещество
Клубок,
греющий
планеты
Звезда
Огонь, греющий Землю
Небесное
тело
Газовый
шар
Планета
Солнце- это…
- Верные- неверные утверждения.
Окружающий мир 2 класс Тема «Размножение и развитие животных»
№ п\п
1
Верное, неверное высказывание
До чтения
Верно ли, что бабочка зарождается в яйце?
2
После чтения
Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы?
3
Верно ли, что щука появляется из икры?
4
Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры?
5
Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце?
6
Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца?
7
Верно ли, что медведь , заяц, лиса появляются из икры?
Окружающий мир 4 класс Тема «Вселенная.Солнечная система»
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Земля – это одна из планет солнечной системы.
Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.
Температура Солнца достигает 7000 градусов.
Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
Земля движется вокруг Солнца.
Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.
Стадия осмысления
- Позволяет получить новую информацию, соотнести с уже имеющимися знаниями.
- Основные методические приёмы:
- Таблицы «Инсерт»
- Таблица «Знаю-хочу знать- узнал»
- «Толстые и тонкие вопросы»
- Приём «Фишнбоун»
- «Кубик Блума»
- Приём «Концептуальная таблица»
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V»
«+»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
« – »
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?»
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Окружающий мир, 4 класс. Тема «Вселенная. Солнечная система»
«V»
Солнце находится на небе, значит оно небесное тело.
«+»
« – »
Солнце даёт нам свет и тепло.
Солнце – это раскалённая звезда.
«?»
Солнце имеет форму шара.
Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли.
Как возникла Солнечная система?
Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли.
Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?
Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?
Литературное чтение 4 класс П. П.Бажов Сказ «Серебряное копытце»
Знаю
Кокованя
Название, имя, кличка животного
Узнал
Охотник
Человек, промышляющий охотой
Бурая
Это имя старика. Он большой, бородатый, без семьи, с добрым, покладистым характером, нежадный.
Подарёнка
Цвет, кличка
Кокованя был охотником. Жил в лесу. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта- увидеть Серебряное копытце.
Сестрёнка, подарок, игрушка
Хризолиты
Цвет шерсти кошки и козла. Оттенок коричневого цвета.
Девочка Дарёнка. Сирота, которую воспитывает охотник. Большая помощница, добрая, любит животных.
Камни, цветы
Самоцветы.
- Приём «Тонкие –толстые вопросы»
Окружающий мир 4 класс Тема «Патриоты России»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
В каком году было создано народное ополчение?
Почему в начале 17 в. Россия пришла в запустение?
Кем был Кузьма Минин?
Почему опустел царский престол?
Какая страна выступила против России в 17 в.?
Почему К.Минина и Д.Пожарского мы называем патриотами России?
В каком городе было создано народное ополчение?
Может ли патриотизм проявляться в мирное время?
Кто возглавил народное войско?
Почему день народного единства отмечается 4 ноября?
Окружающий мир 2 класс Тема «Если хочешь быть здоров»
Полезная
Умеренная
еда
еда
Полноценнная
еда
Что такое
здоровое
питание?
Правильное
питание –
залог
здоровья
Белки
Жиры
Углеводы
Витамины
Нет
Режим
фастфуду!
питания
Литературное чтение. 2 класс Басня И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей»
Назови главных героев басни.
Поделись своими чувствами по отношению к Стрекозе, Муравью.
Предложи , как бы ты поступил на месте Муравья.
Почему Муравей так поступил со Стрекозой?
Придумай свою версию концовки басни.
Объясни , уверен ли ты в правильности поступка Муравья.
- Приём «Концептуальная таблица»
Окружающий мир 4 класс Тема «Леса России»
Линии сравнения
Тайга
Климатические условия
Смешанные леса
Растительный мир
Широколиственные леса
Животный мир
Стадия рефлексии
- Позволяет обобщить полученные знания и сформировать собственное аргументированное представление об изучаемом материале.
- Основные методические приёмы:
- Приём «Шесть шляп»
- Приём «Синквейн»
Что хорошего можно взять для себя?
Даёт советы герою, читателю.
Чему следует поучиться?
Продолжение сюжета.
Всё, что в поступках героев плохое, найдёт.
Выражает наши чувства к герою.
Литературное чтение. 2 класс В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»
«если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание…».
Приход милиционера с пострадавшим вызвал у главного героя чувство вины.
Если бы Дениска съел кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими
людьми, и он бы пошёл в Кремль.
Надо съесть нелюбимую кашу до дна, так как очень хочется пойти в Кремль.
Ужасно трудно есть невкусную густую кашу. Лучше выплеснуть её в окно. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер.
Значит, в Кремль пойти не получится.
«Тайное всегда становится явным!»
Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Алгоритм написания синквейна в начальной школе.
1-я строка. Кто? Что?
1 существительное.
2-я строка. Какой?
2 прилагательных.
3-я строка. Что делает?
3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы).
1 существительное.
Литературное чтение 4 класс Былина «Ильины три поездочки»
- Илья Муромец
- Могучий, храбрый
- Ехал, сражался, победил
- Всем людям радость дарил
- Герой
Спасибо за внимание!