СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Технология развития критического мышления при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны разнообразные приёмы технологии развития критического мышления при работе с текстом на уроках в начальной школе и дано обоснование целесообразности их использования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология развития критического мышления при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира»

   Технология развития критического мышления при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Технология развития критического мышления при работе с текстом на уроках литературного чтения и окружающего мира.

« Кто владеет информацией, тот владеет миром»  Натан Ротшильд

« Кто владеет информацией, тот владеет миром» Натан Ротшильд

Цель данной технологии –  развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. 

Под критическими мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять её логическими доводами, использование исследовательских методов. 

Этапы технологии: Вызов Осмысление Рефлексия

Этапы технологии:

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия

Стадия вызова Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме, мотивировать ученика к активной работе. Основные методические приёмы: «Корзина идей» «Верные- неверные утверждения» «Верите ли вы, что…»

Стадия вызова

  • Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме, мотивировать ученика к активной работе.
  • Основные методические приёмы:
  • «Корзина идей»
  • «Верные- неверные утверждения»
  • «Верите ли вы, что…»
« Корзина идей» Окружающий мир 1 класс Тема «Солнце» Источник тепла и света Космическое Горящий шар вещество Клубок,  греющий планеты Звезда Огонь, греющий Землю Небесное тело Газовый шар Планета Солнце- это…
  • « Корзина идей»

Окружающий мир 1 класс Тема «Солнце»

Источник

тепла и света

Космическое

Горящий

шар

вещество

Клубок,

греющий

планеты

Звезда

Огонь, греющий Землю

Небесное

тело

Газовый

шар

Планета

Солнце- это…

Верные- неверные утверждения. Окружающий мир 2 класс Тема «Размножение и развитие животных» № п\п 1 Верное, неверное высказывание До чтения Верно ли, что бабочка зарождается в яйце? 2 После чтения Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы? 3 Верно ли, что щука появляется из икры? 4 Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры? 5 Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце? 6 Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца? 7 Верно ли, что медведь , заяц, лиса появляются из икры?
  • Верные- неверные утверждения.

Окружающий мир 2 класс Тема «Размножение и развитие животных»

№ п\п

1

Верное, неверное высказывание

До чтения

Верно ли, что бабочка зарождается в яйце?

2

После чтения

Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы?

3

Верно ли, что щука появляется из икры?

4

Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры?

5

Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце?

6

Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца?

7

Верно ли, что медведь , заяц, лиса появляются из икры?

« Верите ли вы, что…» Окружающий мир 4 класс Тема «Вселенная.Солнечная система» Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.   Земля – это одна из планет солнечной системы.   Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.     Температура Солнца достигает 7000 градусов.     Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.         Земля движется вокруг Солнца.     Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.  
  • « Верите ли вы, что…»

Окружающий мир 4 класс Тема «Вселенная.Солнечная система»

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.

Земля – это одна из планет солнечной системы.

 

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

 

 

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

 

 

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

 

 

 

 

Земля движется вокруг Солнца.

 

 

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

 

Стадия осмысления   Позволяет получить новую информацию, соотнести с уже имеющимися знаниями. Основные методические приёмы: Таблицы «Инсерт» Таблица «Знаю-хочу знать- узнал» «Толстые и тонкие вопросы» Приём «Фишнбоун» «Кубик Блума» Приём «Концептуальная таблица»

Стадия осмысления

  • Позволяет получить новую информацию, соотнести с уже имеющимися знаниями.
  • Основные методические приёмы:
  • Таблицы «Инсерт»
  • Таблица «Знаю-хочу знать- узнал»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • Приём «Фишнбоун»
  • «Кубик Блума»
  • Приём «Концептуальная таблица»
Приём «Инсерт» При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Шаг 1:  Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2:  Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V» «+» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; « – » поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; «?» поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
  • Приём «Инсерт»

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1:  Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2:  Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»

«+»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

« – »

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?»

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 4 класс. Тема «Вселенная. Солнечная система» «V» Солнце находится на небе, значит оно небесное тело. «+» « – » Солнце даёт нам свет и тепло. Солнце – это раскалённая звезда. «?» Солнце имеет форму шара. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров. Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Как возникла Солнечная система? Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли. Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?   Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

Окружающий мир, 4 класс. Тема «Вселенная. Солнечная система»

«V»

Солнце находится на небе, значит оно небесное тело.

«+»

« – »

Солнце даёт нам свет и тепло.

Солнце – это раскалённая звезда.

«?»

Солнце имеет форму шара.

Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли.

Как возникла Солнечная система?

Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли.

Есть ли другие системы в космосе кроме Солнечной?

 

Есть ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

Таблица «Знаю- узнал» Литературное чтение 4 класс П. П.Бажов Сказ «Серебряное копытце» Знаю Кокованя Название, имя, кличка животного Узнал Охотник Человек, промышляющий охотой Бурая Это имя старика. Он большой, бородатый, без семьи, с добрым, покладистым характером, нежадный. Подарёнка Цвет, кличка Кокованя был охотником. Жил в лесу. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта- увидеть Серебряное копытце. Сестрёнка, подарок, игрушка Хризолиты Цвет шерсти кошки и козла. Оттенок коричневого цвета. Девочка Дарёнка. Сирота, которую воспитывает охотник. Большая помощница, добрая, любит животных. Камни, цветы Самоцветы.
  • Таблица «Знаю- узнал»

Литературное чтение 4 класс П. П.Бажов Сказ «Серебряное копытце»

Знаю

Кокованя

Название, имя, кличка животного

Узнал

Охотник

Человек, промышляющий охотой

Бурая

Это имя старика. Он большой, бородатый, без семьи, с добрым, покладистым характером, нежадный.

Подарёнка

Цвет, кличка

Кокованя был охотником. Жил в лесу. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта- увидеть Серебряное копытце.

Сестрёнка, подарок, игрушка

Хризолиты

Цвет шерсти кошки и козла. Оттенок коричневого цвета.

Девочка Дарёнка. Сирота, которую воспитывает охотник. Большая помощница, добрая, любит животных.

Камни, цветы

Самоцветы.

Приём «Тонкие –толстые вопросы» Окружающий мир 4 класс Тема «Патриоты России» Тонкие вопросы Толстые вопросы В каком году было создано народное ополчение? Почему в начале 17 в. Россия пришла в запустение? Кем был Кузьма Минин? Почему опустел царский престол? Какая страна выступила против России в 17 в.? Почему К.Минина и Д.Пожарского мы называем патриотами России? В каком городе было создано народное ополчение? Может ли патриотизм проявляться в мирное время? Кто возглавил народное войско? Почему день народного единства отмечается 4 ноября?
  • Приём «Тонкие –толстые вопросы»

Окружающий мир 4 класс Тема «Патриоты России»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

В каком году было создано народное ополчение?

Почему в начале 17 в. Россия пришла в запустение?

Кем был Кузьма Минин?

Почему опустел царский престол?

Какая страна выступила против России в 17 в.?

Почему К.Минина и Д.Пожарского мы называем патриотами России?

В каком городе было создано народное ополчение?

Может ли патриотизм проявляться в мирное время?

Кто возглавил народное войско?

Почему день народного единства отмечается 4 ноября?

Окружающий мир 2 класс Тема «Если хочешь быть здоров» Полезная Умеренная еда еда Полноценнная еда Что такое здоровое  питание? Правильное питание – залог здоровья Белки Жиры Углеводы Витамины Нет Режим фастфуду! питания

Окружающий мир 2 класс Тема «Если хочешь быть здоров»

Полезная

Умеренная

еда

еда

Полноценнная

еда

Что такое

здоровое

питание?

Правильное

питание –

залог

здоровья

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

Нет

Режим

фастфуду!

питания

«Кубик Блума»
  • «Кубик Блума»
 Литературное чтение. 2 класс  Басня И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» Назови главных героев басни. Поделись своими чувствами по отношению к Стрекозе, Муравью. Предложи , как бы ты поступил на месте Муравья. Почему Муравей так поступил со Стрекозой? Придумай свою версию концовки басни. Объясни , уверен ли ты в правильности поступка Муравья.

Литературное чтение. 2 класс Басня И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей»

Назови главных героев басни.

Поделись своими чувствами по отношению к Стрекозе, Муравью.

Предложи , как бы ты поступил на месте Муравья.

Почему Муравей так поступил со Стрекозой?

Придумай свою версию концовки басни.

Объясни , уверен ли ты в правильности поступка Муравья.

Приём «Концептуальная таблица» Окружающий мир 4 класс Тема «Леса России» Линии сравнения Тайга Климатические условия Смешанные леса Растительный мир Широколиственные леса Животный мир
  • Приём «Концептуальная таблица»

Окружающий мир 4 класс Тема «Леса России»

Линии сравнения

Тайга

Климатические условия

Смешанные леса

Растительный мир

Широколиственные леса

Животный мир

Стадия рефлексии   Позволяет обобщить полученные знания и сформировать собственное аргументированное представление об изучаемом материале. Основные методические приёмы: Приём «Шесть шляп» Приём «Синквейн»

Стадия рефлексии

  • Позволяет обобщить полученные знания и сформировать собственное аргументированное представление об изучаемом материале.
  • Основные методические приёмы:
  • Приём «Шесть шляп»
  • Приём «Синквейн»
Приём «Шесть шляп» Что хорошего можно взять для себя? Даёт советы герою, читателю. Чему следует поучиться? Продолжение сюжета. Всё, что в поступках героев плохое, найдёт. Выражает наши чувства к герою.
  • Приём «Шесть шляп»

Что хорошего можно взять для себя?

Даёт советы герою, читателю.

Чему следует поучиться?

Продолжение сюжета.

Всё, что в поступках героев плохое, найдёт.

Выражает наши чувства к герою.

 Литературное чтение. 2 класс  В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» «если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание…». Приход милиционера с пострадавшим вызвал у главного героя чувство вины. Если бы Дениска съел кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими  людьми, и он бы пошёл в Кремль. Надо съесть нелюбимую кашу до дна, так как очень хочется пойти в Кремль. Ужасно трудно есть невкусную густую кашу. Лучше выплеснуть её в окно. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер.  Значит, в Кремль пойти не получится. «Тайное всегда становится явным!»

Литературное чтение. 2 класс В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

«если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание…».

Приход милиционера с пострадавшим вызвал у главного героя чувство вины.

Если бы Дениска съел кашу сразу, маме не пришлось бы краснеть перед чужими

людьми, и он бы пошёл в Кремль.

Надо съесть нелюбимую кашу до дна, так как очень хочется пойти в Кремль.

Ужасно трудно есть невкусную густую кашу. Лучше выплеснуть её в окно. Но она попала в прохожего, пришёл милиционер.

Значит, в Кремль пойти не получится.

«Тайное всегда становится явным!»

Приём «Синквейн» Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Алгоритм написания синквейна в начальной школе. 1-я строка. Кто? Что?  1 существительное. 2-я строка. Какой?  2 прилагательных. 3-я строка. Что делает?  3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
  • Приём «Синквейн»

Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Алгоритм написания синквейна в начальной школе.

1-я строка. Кто? Что?

1 существительное.

2-я строка. Какой?

2 прилагательных.

3-я строка. Что делает?

3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы).

1 существительное.

 Литературное чтение 4 класс  Былина «Ильины три поездочки» Илья Муромец Могучий, храбрый Ехал, сражался, победил Всем людям радость дарил Герой

Литературное чтение 4 класс Былина «Ильины три поездочки»

  • Илья Муромец
  • Могучий, храбрый
  • Ехал, сражался, победил
  • Всем людям радость дарил
  • Герой
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!