Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка"»
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка
- данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания;
- некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам; преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный;
- характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;
- ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;
- способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;
- формы организации - индивидуальные, коллективные;
- методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные;
- технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.
Первая стадия – вызов:
а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома
Вторая стадия – осмысление:
а) получить новую информацию;
б) осмыслить ее;
в) соотнести с уже имеющимися знаниями
Третья стадия – рефлексия:
а) целостное осмысление, обобщение полученной информации;
б) присвоение нового знания, новой информации учеником;
в) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
« Кластер»
- Суть - информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров
«Дерево предсказаний »
- предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения
- анализ поднятых автором проблемы
- обсуждение текста
«Таблица ЗХУ (Знаю -Хочу узнать -Узнал) »
Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме.
«Мозговая атака»
- развивает креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.
- создание банка идей, из которых нужно выбрать лучшую
«Синквейн»
- 1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна.
- 2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна.
- 3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
- 4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.
- 5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы
Приёмы:
- «Чтение с остановками»
- «Перепутанные цепочки»
- «Верные и неверные утверждения»
- «Корзина идей, понятий, имен...»
- «Написание эссе»
- «Бортовые журналы»
Фишбон - стратегия позволяющая учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов
Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д.
Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.и т.д.
Инсерт или “Пометки на полях”
- Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
- Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
- Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
V
+
?
Вызов: «Кластер»
... ist zu Ende
umfassen
in die ... gehen
Realschule
Hochschule
Grundschule
besuchen
absolvieren
Hauptschule
Schule
Universitat
Gesamtschule
beenden
Gymnasiиm
es gibt
studieren
lernen
« Осмысление»
V
+
?
Рефлексия
Что даёт технология развития критического мышления ученику
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.