СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Текст как речевое произведение. Подготовка к ОГЭ: Задание 13-1. 2.3."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста". Подготовка к ОГЭ: Задание 13-1.2.3"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Текст как речевое произведение. Подготовка к ОГЭ: Задание 13-1. 2.3."»

Текст как речевое произведение.   Смысловая и композиционная цельность, связность текста. ОГЭ: Задание 13-1,2,3

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

ОГЭ: Задание 13-1,2,3

Цель урока подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к различным типам речи)

Цель урока

  • подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к различным типам речи)

Задачи:

  • Образовательные
  • Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом, Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения, Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.
  • Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,
  • Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,
  • Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.
  • Развивающие: Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы; Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
  • Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • Воспитательные: Формирование навыков контроля и самоконтроля
  • Формирование навыков контроля и самоконтроля
Вспомним основные понятия: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.  ТЕКСТ круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).  ТЕМА Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?) ИДЕЯ Построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...  КОМПОЗИЦИЯ

Вспомним основные понятия:

  • несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

ТЕКСТ

  • круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

ТЕМА

  • Проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

ИДЕЯ

  • Построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...

КОМПОЗИЦИЯ

Ключевые понятия Текст Смысловая и композиционная цельность Связность текста 05/30/2024

Ключевые понятия

  • Текст
  • Смысловая и композиционная цельность
  • Связность текста

05/30/2024

05/30/2024

05/30/2024

Основные признаки текста  Смысловая цельность текста. текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого ( основная мысль текста) . Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.

Основные признаки текста

Смысловая цельность текста.

  • текст - это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке);
  • сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого ( основная мысль текста) .
  • Помимо этого, текст имеет относительную законченность (автономность), в нем есть начало и конец.
Композиция текста   Введение  в текст погружает нас в тему. Введение должно вызывать интерес, желание прочитать текст дальше. Именно во введении задаётся общий тон текста, обозначается не только тема, но и его проблема. 05/30/2024

Композиция текста

  •   Введение  в текст погружает нас в тему. Введение должно вызывать интерес, желание прочитать текст дальше. Именно во введении задаётся общий тон текста, обозначается не только тема, но и его проблема.

05/30/2024

Основная часть  на то и основная, поскольку составляет главный массив текста. Здесь автор излагает материал, свою точку зрения, выражает оценку рассказываемому, выдвигает тезисы и доказывает их, в общем, реализует в полной мере то, зачем он написал этот текст. 05/30/2024
  • Основная часть  на то и основная, поскольку составляет главный массив текста. Здесь автор излагает материал, свою точку зрения, выражает оценку рассказываемому, выдвигает тезисы и доказывает их, в общем, реализует в полной мере то, зачем он написал этот текст.

05/30/2024

В заключении  обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п. 05/30/2024
  • В заключении  обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.

05/30/2024

Связность текста.  Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». 05/30/2024

Связность текста.

  • Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
  • То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое».

05/30/2024

 СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ  ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ Смешанный тип связи  

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

  • ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ

Смешанный тип связи  

Цепная (последовательная) связь Кто благоразумен, / тот воздержан. Кто воздержан, / тот стоек. Кто стоек, / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив.  (Сенека). 05/30/2024

Цепная (последовательная) связь

  • Кто благоразумен, / тот воздержан. Кто воздержан, / тот стоек. Кто стоек, / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив.

(Сенека).

05/30/2024

Параллельная связь     Берегите друг друга,     Добротой согревайте,     Берегите друг друга,      Обижать не давайте,     Берегите друг друга.     Суету позабудьте     И в минуту досуга     Рядом с другом побудьте,     Берегите друг друга     Без притворства и лести,     Берегите друг друга:      Ненадолго мы вместе!                                              ( О. Высоцкая ) 05/30/2024

Параллельная связь

  •     Берегите друг друга,    Добротой согревайте,    Берегите друг друга,     Обижать не давайте,
  •     Берегите друг друга.    Суету позабудьте    И в минуту досуга    Рядом с другом побудьте,
  •     Берегите друг друга    Без притворства и лести,    Берегите друг друга:     Ненадолго мы вместе!                                             ( О. Высоцкая )

05/30/2024

Смешанный тип связи   Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов).    05/30/2024

Смешанный тип связи

  •   Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов).  

05/30/2024

Средства связи предложений в тексте Предложения в тексте могут соединяться  лексически, морфологически, синтаксически . Лексические средства:  синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор. Например: На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. 05/30/2024

Средства связи предложений в тексте

  • Предложения в тексте могут соединяться  лексически, морфологически, синтаксически .
  • Лексические средства:  синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор.
  • Например: На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена.

05/30/2024

Морфологические средства связи:  местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. Например: В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное. 05/30/2024
  • Морфологические средства связи: 

местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

  • Например: В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное.

05/30/2024

Синтаксические средства связи:  синтаксический параллелизм (если два и более предложения имеют одинаковый порядок членов предложения), парцелляция (когда одно предложение разбивается завершающими предложение знаками препинания). Например: Синтаксический параллелизм:  Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Парцелляция:  До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. (Е. Пермяк) 05/30/2024

Синтаксические средства связи:  синтаксический параллелизм (если два и более предложения имеют одинаковый порядок членов предложения), парцелляция (когда одно предложение разбивается завершающими предложение знаками препинания).

Например:

Синтаксический параллелизм:  Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

Парцелляция:  До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. (Е. Пермяк)

05/30/2024

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТА 1.  В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым. 2.  Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств. 3.  Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста). 05/30/2024

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТА

1.  В качестве начального выбрать такое предложение, которое, во-первых, логически содержало бы первую посылку, из которой вытекали бы следующие высказывания. Во - вторых, в этом предложении не должно содержаться местоимений, местоименных наречий, которые указывали бы на предметы и признаки, названные в других предложениях, а также сочинительных союзов, свидетельствующих о присоединении данного предложения к «левому контексту». С точки зрения содержания и структуры первое предложение текста должно быть максимально независимым.

2.  Следующие предложения должны присоединяться к первому с учетом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего - логических средств.

3.  Последнее предложение текста должно логически завершать фрагмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

05/30/2024

 ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)  ОПИСАНИЕ 1 ) вопрос какой предмет? перечисление постоянных и однородных признаков;  2)композиция: -общее впечатление от предмета; -признаки предмета; -оценка предмета; 3)связь предложений :  параллельная

ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)

ОПИСАНИЕ

  • 1 ) вопрос какой предмет?
  • перечисление постоянных и однородных
  • признаков;

2)композиция:

  • -общее впечатление от предмета;
  • -признаки предмета;
  • -оценка предмета;
  • 3)связь предложений :
  • параллельная
 ПОВЕСТВОВАНИЕ 1)вопрос что произошло? что делает пред- мет? о писание действий, происходящих последовательно; 2)композиция: -начало действия; -развитие действия; -кульминация; -развязка действия; 3)связь предложений :  цепная

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ
  • 1)вопрос что произошло? что делает пред-
  • мет?
  • о писание действий, происходящих последовательно;
  • 2)композиция:
  • -начало действия;
  • -развитие действия;
  • -кульминация;
  • -развязка действия;
  • 3)связь предложений :
  • цепная
 РАССУЖДЕНИЕ 1)вопрос почему? зачем? объяснение фактов, событий с указанием  причинно-следственных связей; 2)композиция: -тезис; -доказательства; -вывод; 3)связь предложений :  цепная

  • РАССУЖДЕНИЕ
  • 1)вопрос почему? зачем?
  • объяснение фактов, событий с указанием

причинно-следственных связей;

  • 2)композиция:
  • -тезис;
  • -доказательства;
  • -вывод;
  • 3)связь предложений :
  • цепная

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ Публицистический стиль Художественный стиль Социально-нравственные проблемы Внутренний мир человека Авторское понимание действительности выражается скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных и языковых средств

Тексты на ЕГЭ и ОГЭ

Публицистический

стиль

Художественный стиль

Социально-нравственные проблемы

Внутренний мир человека

Авторское понимание действительности выражается скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных и языковых средств

VII. Работа с текстом: комплексный анализ. Доброта- Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим «Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» Конфуций « Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые». Марк Твен. Подлинная доброта рождается только в сердце,пережившем заботы о судьбе другого человека. 05/30/2024

VII. Работа с текстом: комплексный анализ.

  • Доброта-

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих»

Конфуций

« Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».

Марк Твен.

Подлинная доброта рождается только в сердце,пережившем заботы о судьбе другого человека.

05/30/2024

Что такое текст? Каковы основные признаки его? Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.) Как связываются между собой предложения в тексте? Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте? Каковы же эти различия? 05/30/2024
  • Что такое текст?
  • Каковы основные признаки его?
  • Каким по объёму может быть текст? (Один абзац, статья, книга.)
  • Как связываются между собой предложения в тексте?
  • Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?
  • Каковы же эти различия?

05/30/2024

Задание 15.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».  Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Начало работы с текстом - задание 15.2

Начало работы с текстом -

задание 15.2

Понимание и интерпретация текста  Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.  Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом.   Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор  текста?  Нахождение собственного смысла читателем.  Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения .   Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Понимание и интерпретация текста

Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором.

Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом.

Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?

Нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения .

Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

 Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь  (истолковывать, разъяснять, раскрывать)  смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно

  • и н т е р п р е т и р о в а т ь

(истолковывать, разъяснять, раскрывать)

смысл ключевого фрагмента текста

(как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.     Можно применить цитирование , например:           К.Г.Паустовский сказал:

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.  

  • Можно применить цитирование , например:         К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования , например:  Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

Можно обойтись и без цитирования , например:

  • Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
или:           Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.   или:           В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
  • или:         Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или:
  •         В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть   Основную часть можно начать следующими фразами:   Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)  Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)  Докажем эту мысль на примерах из текста...  Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  Далее приводим  примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.  

Шаг 4. Пишем основную часть

  • Основную часть можно начать следующими фразами:

 

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
  • Далее приводим  примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

 

Внимательно изучите критерии оценивания  примеров-аргументов:   Таким образом, общие требования к аргументам таковы:   примеров должно быть 2;  примеры должны быть из указанного текста ; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

Внимательно изучите критерии оценивания  примеров-аргументов:

  • Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста ;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .
Например:  Аргумент 1.   Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление)  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы

Например: 

  • Аргумент 1.  
  • Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление)  - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный . Возьмём, к примеру, слово
  • Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Возьмите на заметку! При оформлении примеров можно использовать вводные слова

Возьмите на заметку!

  • При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д.
  •   Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение   В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.   Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.

Шаг 5. Пишем заключение

  • В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

 

  • Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
  • Начать вывод можно следующими словами и фразами:
  • Таким образом, ... 
  • Итак, ...
  • Следовательно, ...
  • В итоге можно прийти к такому выводу: ...
  • В заключение можно сказать, что ...
  • Мы убеждаемся в том, что ...
  • Обобщая сказанное, ...
  • Из этого следует, что ...
  • и т.д.
Например:   Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.   или:         Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
  • Например:

 

  • Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

 

  • или:
  •         Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Микротемы текста 1.Без доброты невозможна душевная красота.  2 . Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.  3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.) Микротема – тема каждого абзаца в тексте.

Микротемы текста

1.Без доброты невозможна душевная красота.

2 . Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.

3. Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.)

Микротема – тема каждого абзаца в тексте.

Домашнее задание

Домашнее задание