Министерство образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Курсовая работа ПМ. Тема: Формирование навыка чтения обучающихся первого класса
Выполнил: Важничая Ангелина Николаевна
студент гр. 32
специальности: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
(по заочной форме обучения)
Руководитель: Долгушина Наталья Аркадьевна
Актуальность исследования
Успешность ученика
Письмо
Счет
Чтение
Совершенствование учебного процесса
Восприятие большого количества информации
Объект и предмет исследования
Объект исследования – особенности формирования навыка чтения у обучающихся первого класса.
Предметом исследования - работа по формированию навыка чтения первоклассников.
Цель исследования
Раскрыть теоретические основы формирования процесса навыка чтения у обучающихся первого класса.
Задачи исследования
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- раскрыть современные представления о навыках чтения в начальной школе;
- обосновать эффективность видов работ с текстом как средства развития навыков чтения;
- изучить методику развития навыков чтения у обучающихся 1 класса .
Методы исследования
анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы
наблюдение
анализ и обработка данных
Структура теоретической части исследования
1.1 Особенности организации и проведения уроков литературного чтения в начальной школе
1.3 Формирование навыков чтения у обучающихся 1 класса.
1.2 Возрастные особенности обучающихся 1 класса
Этапы урока
1. Подготовка к восприятию текста.
2. Первичное восприятие текста.
3. Проверка первичного восприятия текста.
4. Чтения и анализ произведения.
5. Обобщение.
6. Повторное чтение произведения с новой читательской целью.
7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.
первичный синтез → анализ → вторичный синтез
Формирование навыков чтения у обучающихся 1 класса
Плавное чтение
Чтение целыми словами и группами слов
Темп чтения
Способ чтения
Понимание чтения
Формирование навыков чтения у обучающихся 1 класса
Продуктивные способы чтения
Чтение целыми словами и группами слов
Плавное слоговое
Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов
Возрастные особенности обучающихся 1 класса
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»
К. Д. Ушинский
- Ведущая деятельность – учение.
- Процесс торможения = процесс возбуждения.
- Познавательная деятельность - проходит в процессе обучения.
- Восприятие – неустойчиво и неорганизованно.
- Внимание - недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
- Мышление речь
Анализ УМК «Школа России»
Главная цель программы: ознакомление младших школьников с литературой, принятие литературы как искусства слова.
Чтение
Объект обучения
Средство освоения литературного произведения
Анализ УМК «Школа России»
Задачи
Обеспечивать Развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения, и работать с различными типами текстов
Учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства
Данный УМК формирует следующие навыки чтения:
– правильность
– беглость
– сознательность
- выразительность
Проведение урока литературного чтения по формированию навыка чтения
Предмет: литературное чтение Класс: 1
Учебник, авторы: УМК «Школа России», литературное чтение 1 класс (1 часть) Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, стр.19
Тема урока: С.Я. Маршак стихотворение «Автобус номер двадцать шесть»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака и произведением «Автобус номер двадцать шесть», учить читать правильно, бегло, сознательно и выразительно.
Проведение урока литературного чтения по формированию навыка чтения
1. Подготовка к восприятию текста. Актуализация знаний: игра «Доскажи словечко». Знакомство с биографией автора. Выставка книг.
2. Первичное восприятие текста. Чтение слов по слогам, а затем целыми словами.
3. Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства вы испытали?
- Что вы можете сказать об этом стихотворении?
- Почему оно поучительное?
Проведение урока литературного чтения по формированию навыка чтения
4. Чтения и анализ произведения. Разбор незнакомых слов. Выразительное чтение.
5. Обобщение. Обобщить прочитанное произведение и выделить главную мысль.
6. Творческая работа учащихся по следам прочитанного. Разгадывание секрета. Иллюстрирование любимых букв алфавита.
Проведение урока литературного чтения по формированию навыка чтения
Благодаря проведенной работе мы выявили что, 5 обучающихся продолжают читать по слогам, но уже чтение происходит не отрывисто, а плавно. Методом наблюдения было выявлено что, по слогам читало 10 первоклассников из 17. Уровень понимания прочитанного довольно высок.
Вывод
Успешное развитие навыка чтения у первоклассников способствовало проведение всех этапов уроков. Уровень развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста значительно повысился, следовательно, совершенствование процесса и техники чтения осуществляется в направлении развития беглости и выразительности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ