Сегодня мы поговорим о формировании навыков чтения и аудирования при подготовки в ВПР. (слайд)
Подготовка к ВПР дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно , постепенно, не за неделю, не за месяц , и ,даже, не за год.
Подготовка к ВПР начинается с работы на уроке. Если мы говорим о ВПР в 7м классе, то начинать готовиться нужно уже в 5м. Работа усложняется тем, что дети приходят в 5 класс с разным уровнем знаний. Как правило, большая часть класса имеет низкий и средний уровень знаний языка. Как быть в такой ситуации?
Я хотела бы начать с формирования навыков аудирования.
Есть несколько вариантов как помочь обучающимся преодолеть трудности в этом вопросе, но при этом мы не должны забывать про детей с достаточным уровнем подготовки.
Первый вариант:
Сильные дети (я имею ввиду учеников, которые владеют навыками в соответствии с классом, в котором обучаются) работают самостоятельно с заданиями по подготовке к ВПР (раздаточный материал). Они начинают работу с письменной части, пока класс работает с аудированием, а именно:
В 5 классе, я считаю эффективным задания по аудированию начинать с определения картинки (речь идет об учениках с низким и среднем уровнем подготовки). (слайд)
На экране или на раздаточном материале ученики видят 2 или 3 картинки , прослушивают текст и пытаются определить о какой картинке идет речь. Тематика может быть разная. Зависит от темы урока. Хочу подчеркнуть важное: на протяжении всего формирования навыков аудирования работа проводится параллельно с Tapescript. На начальном этапе текст для аудирования разбирается перед прослушиванием. После второго прослушивания ученикам дается время сделать задание. Затем проверяется с комментариями и работой с текстом повторно, например, подчеркнуть главную информацию, которая характеризует данную картинку. Постепенно задание усложняем, добавляем к картинкам информацию на выбор. (слайд). Работа с Tapescript продолжается. В чем суть данного задания: картинки помогают ученикам понять о чем пойдет речь, а варианты ответов помогут определиться с информацией, которую им нужно услышать.
Следующий этап работы с аудированием- избавиться от картинок. Ученикам предлагается прослушать текст и выбрать из предложенных вариантов высказываний те, которые являются верными или неверными (True/False) . (слайд). Как правило, такие тексты лучше подбирать по теме , которая изучается на данный момент.
Усложняем задачу. Предлагаем текст на аудирование с заданием –выбрать из предложенных вариантов ответов единственный верный. (слайд). Не забываем, что все задания по аудированию сопровождаются работой с текстом по аудированию.
Когда данные навыки будут сформированы можно подключать задания по сложнее- вписать нужное слово. (слайд) После второго прослушивания учитель проверяет ответы без комментариев, а предлагает проверить себя самостоятельно, просмотрев текст для аудирования и подчеркнув нужную информацию.
Что касается сильных учеников, они выполняют задание по аудированию с нами, но самостоятельно. Они слушают текст , выполняют задание и продолжают свою работу с письменной частью.
Второй вариант:
Ученики с достаточным уровнем работают помощниками учителя. Они читают и разъясняют задание. При работе с текстом для аудирования, они читают, помогают перевести и выделить нужную информацию Эта работа может проходить в парах и в группах.
В 6-х, 7-х классах тексты усложняются- лексически и по количеству слов. В работу с аудированием можно подключать интернет ресурсы как на уроке, так и при выполнении домашней работы. Конечно же, идеально, если учащиеся самостоятельно дома смотрят фильмы, мультики или слушают аудиокниги на английском. Это была бы очень хорошая помощь учителю и им самим.
Теперь, мне бы хотелось сказать несколько слов о формировании навыков чтения при подготовке к ВПР. В вариантах ВПР включено 2 задания по чтению: чтение вслух и задание на соответствие. (слайд)
Давайте поговорим о каждом.
Как научить детей осмысленному чтению? Задача-сложная. Мы говорим о детях с низким и среднем уровнем подготовки. Еще раз хочу подчеркнуть, что начинать формировать те или иные навыки надо не за месяц и не за год.
В 5 классе детей надо знакомить (если они не были ознакомлены в начальной школе) со структурой заданий , которые будут в ВПР. Одно из них- чтение.
(слайд) Ученикам предлагается 2-3 текста (раздаточный материал, для удобства работы ) Это может быть один текст поделенный на 2-3 абзаца или разные тексты .Задача стоит следующая. Ученики читают и пытаются понять содержание текста (работа с каждым текстом в отдельности), выделяют главную мысль, подчеркивают ее и составляют 2 вопроса, которые могли бы соответствовать содержанию текста или придумать к текстам заголовок. После того, как дети усвоят данное задание, можно давать задание, как в ВПР, найти соответствие. (слайд). Тексты не должны быть большими- 30-40 слов. Постепенно количество слов можно увеличить. Тексты все прорабатываются не только самостоятельно ,но и с учителем или с сильными детьми в парах или в группах. Сначала можно тексты прорабатывать перед выполнением задания, а потом усложнив процесс, дать возможность обучающимся сделать задание самостоятельно , затем проработать текст и так же самостоятельно исправить ошибки, а потом внести комментарии обсудив ошибки -помочь детям выбрать главное в тексте. Можно поиграть сэтими текстами. Ученики друг другу задают вопросы , которые составляли к текстам, а остальные должны определить к какому тексту этот вопрос.
Что касается задания «чтение вслух» можно рассмотреть несколько вариантов.
1. (слайд)-Чтение вслух на основе эталона. Эталоном может быть учитель или аудиозапись. Текст прослушивается 2 раза целиком, затем с паузами, чтобы дать ученикам возможность повторить правильно ни только с точки зрения произношения, но и с точки зрения интонации. В заключении ученики читают текст целиком, сначала про себя , потом вслух. В процессе работы с текстом, ученики следом за учителем выписывают наиболее сложные слова с транскрипцией и проговаривают их несколько раз.
2.Можно предложить ученикам ранее проработанный текст с изученной лексикой и количеством слов, соответствующий заданиям в ВПР , подготовить на время.
Все выписанные слова и тексты прорабатываются не только на уроке , но и дома. Как вариант домашнего задания по чтению можно предложить записать себя на диктофон, таким образом, ученик может услышать свои ошибки, или на уроке можно прослушать записи текстов и попросить учащихся их самих и оценить друг друга. Так они учатся понимать как оценивается их работа проверяющими и сделать выводы.
Формирование навыков по чтению и аудированию заключается в постоянной практике, то есть выполнение самих заданий с объяснениями тех или иных особенностей.
Презентация прилагается