ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Творчество, мастерство, совершенство, – это, в первую очередь, настойчивый труд
В. Сухомлинский
АДАПТАЦИЯ
- На первом этапе адаптации происходит ознакомление молодого учителя с требованиями профессии, его включение в самостоятельную профессиональную деятельность, сопоставление уровня готовности в работе с требованиями учебно-воспитательной организации.
- Второй этап связан с процессом преодоления трудностей учебной деятельности и началом формирования мастерства молодого учителя.
- Третий этап — это этап высокой адаптированности, он является результатом эффективной деятельности молодого учителя на предыдущем этапе. Для этого этапа характерный высокий уровень самостоятельности молодого учителя, его творческий подход к учебной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Тренинг
адаптации молодых учителей к условиям работы
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Изучай возможности каждого ученика.
Вступая в контакт с детьми, не строй пренебрежительные отношения с ними. Помни: даже ребенок во взаимоотношениях со взрослыми в какой-то степени отстаивает свою независимость.
Чаще улыбайся. Помни: твоя улыбка свидетельствует о том, что встреча с детьми тебе приятна, она создает общее позитивное настроение.
Важное задание учителя – предусмотреть ситуации, которые будут возникать на уроке. Помни: ошибку легче предотвратить, чем исправить ее.
Учись выслушивать даже тогда, когда ученики ошибаются или у тебя мало времени. Помни: каждый ученик должен знать, что ты его выслушаешь.
Помни: основное назначение оценки – правильно определить результаты деятельности учеников, усвоения ими знаний, умений и навыков, динамику изменения успеваемости .
Настойчиво овладевай навыками самоанализа урока.
Памятка № 2 молодому учителю :
“ Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого справедливы в глазах учеников”
Н.А. Добролюбов
КЛЯТВА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Я, молодой учитель, осознавая свою ответственность за будущее республики, клянусь:
передавать свои знания и часть своей души детям;
видеть в каждом ребенке своеобразную неповторимую личность, стать для него другом и надежной опорой;
гордиться своей профессией, беречь и высоко нести гордое звание “Учитель”
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – ВАЖНАЯ ФОРМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Доверительная беседа;
изучение теоретического
потенциала выпускника вуза;
составление индивидуальных планов работы;
посещение уроков тьюторами
и коллегами;
наблюдение и анализ уроков начинающих учителей;
тематические памятки, советы.
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ № 1 ( ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ )
1. Уроки кого из своих коллег Вы посетили?
2. Что Вам особенно понравилось на этих уроках?
3. Сколько уроков посетили у Вас тьюторы?
4. Какую помощь Вы достали от тьюторов?
5. Кто, кроме тьюторов, помогал Вам?
6. Какую методическую литературу Вы используете при подготовке к урокам?
7. Какие Вы чувствуете трудности в ходе проведения уроков? Какую, по вашему мнению, помощь следует оказать с целью улучшения качества работы?
8. Какие трудности Вы испытываете при использовании имеющейся учебно-материальной базы? Что, с вашей точки зрения, нужно сделать для ее совершенствования?
9. Удовлетворяет ли Вас расписание уроков, внеклассных мероприятий?
10. Что можно сделать для улучшения работы школьных методических объединений? Помогают ли они Вам в работе?
11. Какие общешкольные мероприятия (педсоветы, методобъединения, семинары, деловые, ролевые игры, Школа молодого учителя и тому подобное) больше всего Вам запомнились? Почему?
12. Удовлетворяет ли Вас система самообразования, повышения квалификации, которая сложилась в школе?
13. Что, с вашей точки зрения, следует сделать для увеличения времени на самообразование?
14. Что нового Вы узнали за прошлый учебный год во время посещения открытых уроков, взаимопосещения уроков, в частности своего тьютора?
15. Какие методические приемы, по вашему мнению, Вы усовершенствовали в течение года?
16. Какую методическую помощь Вы желали бы получить от школьной администрации, тьюторов?
17. Что необходимо сделать для улучшения индивидуальной работы с учениками?
18. Какие общеобразовательные мероприятия для учеников вам больше всего понравились и были, по вашему мнению, самыми эффективными? Почему?
19. Что Вы думаете о психологическом климате в педагогическом коллективе?
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ № 2 (ПОСЛЕ ДВУХ – ТРЕХ ЛЕТ РАБОТЫ)
1. Почему Вы избрали профессию учителя (подчеркните, допишите)?
нравится работа с детьми;
подходит режим и характер работы учителя;
решающее влияние оказала любовь к данной специальности;
под воздействием желания получить высшее образование;
под воздействием других факторов (каких?).
2. Хотели ли бы Вы перейти на другую, непедагогическую работу (подчеркнуть)?
да;
нет;
не знаю.
3. Нравится ли Вам работа в школе (подчеркнуть)?
да;
безразлично;
нет.
4. Что нравится Вам больше всего (подчеркнуть)?
проведение уроков;
внеклассная работа по предмету;
работа с родителями;
методическая работа;
внеклассная воспитательная работа;
работа по самообразованию.
5. Избрали бы Вы, если можно было бы повернуть время, еще раз для поступления педагогический вуз (подчеркнуть)?
да;
не знаю;
нет.
6. Что вызывает у Вас больше всего трудностей в работе (подчеркнуть)? подготовка к урокам;
организация учебного процесса;
общение с учениками, родителями, коллегами, администрацией;
подготовка к воспитательной работе; проведение воспитательных мероприятий; организация своего времени и работы; ведение школьной документации;
анализ собственной деятельности; внесение соответствующих коррективов; другое (что именно?).
7. Как Вы оцениваете свою подготовку к педагогическому труду (подчеркнуть)?
профессиональную:
полностью довольный, довольный, неудовлетворенный;
из методики преподавания:
полностью довольный, довольный, незадоволений;
из организации общения:
полностью довольный, довольный, неудовлетворенный;
из воспитательной работы:
полностью довольный, довольный, неудовлетворенный;
из самообразования:
полностью довольный, довольный, неудовлетворенный;
из умения организовать свой труд: полностью довольный, довольный, неудовлетворенный;
из других сторон (каких ?)
8 . Как Вы относитесь к избранной профессии (подчеркнуть)?
довольный полностью;
более не нравится, чем нравится; безразлично;
более нравится, чем не нравится;
вовсе не нравится;
не могу определить.
9. Чувствуете ли Вы потребность в контакте с преподавателями института (подчеркнуть, дописать)?
да (по каким вопросам?);
не уверенный;
нет.
10. Как была организована ваша стажировка (подчеркнуть)?
хорошо;
удовлетворительно; неудовлетворительно.
11. В чем заключалась эта стажировка (подчеркнуть, дописать)?
был интенсивный план стажировки;
был выделенный учитель-тьютор;
была хорошо организованная работа с тьютором;
этой работой интересовалась администрация;
другое (что именно?).
Примечание. На вопрос анкет учителя отвечают только по собственному желанию. Тщательное анализирование анкет администрацией школы дает богатый материал для последующего улучшения работы с молодыми учителями
Школа молодого учителя
Педагогическое мастерство – это высокое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, который постоянно совершенствуется. Это:
единство знаний;
методических умений;
- языковой культуры;
- педагогической техники;
- такта;
- стиля общения;
- оптимизма .
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Ответственные
Час общения "Расскажи о себе"
Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, Уставом
Закрепление тьюторов
Изучения содержания учебных программ, нормативных документов
из организации учебно-воспитательного процесса
Изучения нормативно правовой документации
Ознакомления с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
Октябрь
Администрация школы
Директор школы
Руководители методических объединений
Зам. директора по УВР
Круглый стол "Основные проблемы молодого учителя"
Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учеников. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
Час психолога: тренинг "Как быстрее адаптироваться в школе"
Ноябрь
Зам. директора по УВР Педагоги-тьюторы
Психолог школы
Консультация "Проектная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"
Семинар-практикум "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Психолог школы
Декабрь
Консультация "Современный урок: структура и конструирование"
Семинар-практикум "Анализ урока. Виды анализа"
Посещение уроков тьюторов и их структурный анализ
Январь
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Семинар-практикум "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
Мастер-класс: "Использование современных образовательных технологий в современном учебно-воспитательному процессе"
Февраль
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Посещение уроков молодых специалистов Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"
Обзор периодической педагогической литературы
За м. директора по У ВР
Педагоги-тьюторы
Библиотекарь школы
Март
Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)
Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках".
Практикум: решение педагогических ситуаций
Апрель
Зам. директора по УВР
П сихолог школы
Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
Час психолога
Май
Зам. директора по УВР
П сихолог школы
Подведение итогов работы "Школы молодого учителя": семинар или аукцион педагогических идей, или методическая выставка достижений молодого учителя
Директор школ ы
Зам. директора по УВР
П едагоги - тьюторы
ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОДНОКРАТНО АПРОБИРОВАННЫХ НА ПРАКТИКЕ ЗАДАНИЙ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЕТ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ В ШКОЛЕ:
разработка календарно-тематичес
кого планирования с учетом
особенностей класса и учебных
программ
разработка цикла тестовых
заданий для промежуточного
и тематического контроля;
разработка технологической карты
Учебных мероприятий по одной из
тем учебного курса с учетом
результатов входного контроляю;
разработка цикла разноуровне
вых контрольных работ
для промежуточного
и тематического контроля;
разработка планов
уроков разных типов
разработка программы
ликвидации пробелов
в знаниях учащихся с учетом
входного контроля;
ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Демократический стиль общения
Критическое мышление
Принятие обдуманных решений
ЦЕЛЬ: создать комфортные условия труда молодого специалиста, которые обеспечат его личностный рост
« Настоящим учителем-воспитателем можно стать после нескольких лет работы в хорошем творческом педагогическом коллективе »
А. С. Макаренко