РАЗВИВАЕМ
МОЗГ
Эффект отвращения к потерям
Люди ставят ценность потери выше ценности приобретения.
Объясняя этот эффект своим студентам, Даниэль Канеман предлагал им сыграть в «орла и решку». Штраф за проигрыш составлял 20 долларов, а возможный размер выигрыша участникам предлагалось назвать самим. Оказалось, что почти все студенты просили примерно одинаковую сумму – около 40 долларов.
Можно сделать вывод, что для студентов Канемана страх потерять деньги был в два раза сильнее радости от их возможного приобретения.
Эффект социального доказательства
Люди склонны доверять вещам, которые уже используются и одобрены их социальным кругом. От этого зависит скорость принятия решения, которое вы ожидаете от собеседника.
В эксперименте немецких ученых (1996) нескольким группам людей было предложено определить подозреваемого в уголовном преступлении. Группы состояли из одного настоящего свидетеля и двух подставных. На представленных фото подставные свидетели намеренно выбирали невиновного человека, после чего настоящий свидетель указывал на него же. Иными словами, он сознательно давал неверный ответ, чтобы не оказаться несогласным с группой.
Эффект изоляции
Когда несколько объектов находятся в одном месте, с большей вероятностью запомнится тот объект, который отличается от остальных.
Эффект был открыт немецким психиатром Хедвигой Ресторфф в ходе эксперимента в 1933 году. Участникам показали список слов, похожих друг на друга лексически или фонетически. При этом, в списке всегда было одно слово, которое не вписывалось в закономерность. Оказалось, что в итоге именно это слово испытуемые запоминали лучше всего.
Начертите стрелки от цифры к букве в порядке возрастания (от цифры 1 к букве А, от цифры 2 к букве Б и так далее).
Если человек распределит стрелки в порядке 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д и если при этом стрелки не пересеклись, то тест пройден. Если человек допустил ошибку и не заметил ее сам, возможно, у него есть предрасположенность к болезни Альцгеймера
Нарисуйте циферблат.
Укажите на нём стрелками время 11:10.
Чтобы оценить рисунок, добавляйте по 1 баллу за каждую его часть:
1 балл за замкнутый круг
1 балл за изображение цифр в правильных местах на циферблате
1 балл за изображение всех 12 цифр на циферблате
1 балл за правильное размещение стрелок
При суммировании результатов:
4 балла - деменция отсутствует
менее 4 баллов - подразумевается болезнь Альцгеймера или деменция другого тип
Каким бы сложным и продвинутым ни был наш мозг, он не в состоянии обрабатывать и анализировать всю поступающую информацию. Вероятно, когнитивные искажения появляются именно поэтому – они помогают мозгу снизить нагрузку при выполнении рутинных задач Зная, как работают когнитивные искажения и используя их влияние, можно существенно повысить эффективность принятия решений.
АЛГОРИТМ «4 ШАГА» работа с негативными мыслями, нежелательными действиями
ИЗГОЙ в классе.
Задача диалога не изменить ситуацию, а работать с переживаниями:
Что происходит с ребенком?
Как это опасно для твоего здоровья?
Как ведет себя ребенок?
Если ты будешь вести себя по-другому, как будет в итоге?
план изменения ситуации:
- - комплексные действия;
- - единомышленники: учитель, бабушка, старший брат;
- - если в классе есть дети, которые находятся в подобной ситуации – объединяться с ними;
- - изменить отношение к ситуации;
- - продуманный разговор с лидером детского коллектива (для тех, кто попал в изгои не из-за неуверенности, а по воле случая);
- - твердый ответ, продумываемый с абонентом «В зеркало сама давно смотрелась!»…Репетиция приготовленной фразы с консультантом. Обговариваются по возможности все нюансы - какой дорогой идти… телефон в руке… какое выражение лица… варианты конкретных реакций и действий.
При этом важно, чтобы абонент понял и принял, что сразу ситуацию изменить нельзя – это кропотливая работа. Главное – поверить в себя!!!
ПОЛУЧИЛ ДВОЙКУ
1. сбор информации: «Как переживается «2» или «3»?, «Какие могут быть последствия?», «Как изменится жизнь в семье?», «Как изменятся отношения в школе? Отношение к себе?». Важно проговорить, чем опасно получение «двойки»?;
2 . поиск ресурсов: «Может ли учитель помочь исправить?» Если ситуация «хроническая», как учитель реагирует на попытки ученика договориться?, Как он может сказать родителям? Если ситуация сложная – есть ли в жизни ребенка взрослый заступник? Где может ребенок остаться? Как отнесутся родители? Какие могут быть последствия?
алгоритм работы с одиночеством подростка
1. помощь в формулировании проблемы более чётко и конструктивно;
2. определение меры ответственности за ситуацию: готов ли он реально действовать и менять что-то или ему просто необходимо сочувствие консультанта. В зависимости от характера абонента и консультанта вопросы могут быть разные: деликатные и конкретные, иногда в беседе допустим грубоватый, отрезвляющий тон. Но очень осторожно!;
3. разделение объективных и субъективных факторов одиночества.
4. определение/прояснение чувств, стоящих за переживанием одиночества.
5. анализ прошлого опыта абонент а :
Часто подросток переживает не само одиночество, а безнадёжность попыток.
6. построение вместе с абонентом перспективы попыток изменить ситуацию – разложить «веер возможностей», следуя правилам:
- постепенное, пошаговое изменение – «сразу только кошки родятся»;
- начинать надо с малого и сейчас – «прямо сейчас выхожу на улицу гулять с улыбкой на лице»;
- успеха ждём, но он нам нужен «не сейчас» – «я иду на дискотеку для себя, а не для того, чтобы найти парня».
7. при признаках игры «да, но …» консультант выясняет совместно с подростком степень его выгоды от одиночества:
8. «итого»: ключевые моменты беседы и акцент на изменении в состоянии абонента. Важно отметить его работоспособность и намерение изменить ситуацию.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПРОТИВОРЕЧИЕМ
- анализ противоречия какое оно есть (берем его исходное состояние); выяснение степени важности его разрешения;
- формулирование / конкретизация сути противоречия;
- усиление противоречия, доведение его до степени гротеска или конфликта;
- анализ противоречия с начала его возникновения;
- анализ наиболее вероятных способов разрешения противоречия;
- прогнозирование ситуации, если противоречие не разрешать;
- выявление условия, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
- анализ ситуации, оценка ее сложности;
- критерии / признаки решенной ситуации;
- «мозговой штурм» - все возможные решения, даже противоречащие здравому смыслу;
- оценка степени риска; оценка достоинств и недостатка каждого варианта решения;
- выбор стратегии;
- выделение этапов в решении ситуации, их ранжирование;
- принятие решения.
АЛГОРИТМ СМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ
- Проанализируйте, чего Вы действительно хотите.
- Оцените свои краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные обязательства, которые не терпят отлагательств.
- Представьте себе наихудший вариант развития событий и продумайте свои действия в этом случае.
- Не замыкайтесь в себе – будет лучше, если Вы будете в курсе, как живет мир. При этом Вы успешнее отследите новые возможности.
- Верьте в себя и не теряйте решительного настроя.
- Удостоверьтесь, что Ваше желание перемен – не проекция Вашей неудовлетворенности другими аспектами жизни, что Вы не переносите локус проблемы в другую сферу жизни.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ НЕУСПЕШНОСТЬЮ, НЕУВЕРЕННОСТЬЮ
1. формулирование проблемы;
2. поиск мотивации личности на изменения (вселение надежды; работа со вторичной выгодой)
3. анализ прошлых успехов (поиск ресурсов для достижения, переосмысление особенностей личности; возможно: изменение отношения к проблеме)
4. этап прогресса (подчеркивание позитивного: что уже сделано, что можно сделать сегодня; повышение самооценки)
5. личностная поддержка (опора на прошлый успех, опыт других; воздействие через авторитет и собственный опыт; разъяснение о возможных срывах, которые будут в процессе)
6. реакция (этап продумывания, «примерки» себя к новой роли; возможен регресс или резкое ухудшение ситуации как нормативное сопротивление всем изменениям)
7. этап изменений;
8. этап сохранения изменений.
АДДИКЦИИ
- Как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопережеванию. Прививать ребенку моральные ценности личным примером, который научит его видеть в каждом человеке хорошее, располагающее. Нет физическим наказаниям в семье. Иначе не стоит удивляться – ведь жестокость для ребенка в порядке вещей. Аккуратный, ненавязчивый контроль, с кем ребенок дружит, чем занимается в свободное время, что смотрит, что читает. Если у ребенка имеется страничка в Интернете, интерес о чем ребенок общается, какие статусы, аватарки, девизы использует. Ограничение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, но не прямым приказом или запретом, а предложением других занятий близких и понятных ребенку, желательно активных и на свежем воздухе. Увлечение ребенка, занятие по душе, которое позволит дать выход накопившейся энергии и возможность самоутвердиться и чего-то достичь, получить опыт быть успешным. Регулярные беседы с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждения фильмов, книг. Научение правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку, дать отпор и т.д.). Ребенок должен расти в атмосфере уверенности – у него есть к кому прийти в любой жизненной ситуации. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
- Как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопережеванию. Прививать ребенку моральные ценности личным примером, который научит его видеть в каждом человеке хорошее, располагающее. Нет физическим наказаниям в семье. Иначе не стоит удивляться – ведь жестокость для ребенка в порядке вещей. Аккуратный, ненавязчивый контроль, с кем ребенок дружит, чем занимается в свободное время, что смотрит, что читает. Если у ребенка имеется страничка в Интернете, интерес о чем ребенок общается, какие статусы, аватарки, девизы использует. Ограничение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, но не прямым приказом или запретом, а предложением других занятий близких и понятных ребенку, желательно активных и на свежем воздухе. Увлечение ребенка, занятие по душе, которое позволит дать выход накопившейся энергии и возможность самоутвердиться и чего-то достичь, получить опыт быть успешным. Регулярные беседы с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждения фильмов, книг. Научение правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку, дать отпор и т.д.). Ребенок должен расти в атмосфере уверенности – у него есть к кому прийти в любой жизненной ситуации. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
- Как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопережеванию. Прививать ребенку моральные ценности личным примером, который научит его видеть в каждом человеке хорошее, располагающее. Нет физическим наказаниям в семье. Иначе не стоит удивляться – ведь жестокость для ребенка в порядке вещей. Аккуратный, ненавязчивый контроль, с кем ребенок дружит, чем занимается в свободное время, что смотрит, что читает. Если у ребенка имеется страничка в Интернете, интерес о чем ребенок общается, какие статусы, аватарки, девизы использует. Ограничение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, но не прямым приказом или запретом, а предложением других занятий близких и понятных ребенку, желательно активных и на свежем воздухе. Увлечение ребенка, занятие по душе, которое позволит дать выход накопившейся энергии и возможность самоутвердиться и чего-то достичь, получить опыт быть успешным. Регулярные беседы с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждения фильмов, книг. Научение правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку, дать отпор и т.д.). Ребенок должен расти в атмосфере уверенности – у него есть к кому прийти в любой жизненной ситуации. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
- Как можно раньше приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопережеванию.
- Прививать ребенку моральные ценности личным примером, который научит его видеть в каждом человеке хорошее, располагающее.
- Нет физическим наказаниям в семье. Иначе не стоит удивляться – ведь жестокость для ребенка в порядке вещей.
- Аккуратный, ненавязчивый контроль, с кем ребенок дружит, чем занимается в свободное время, что смотрит, что читает. Если у ребенка имеется страничка в Интернете, интерес о чем ребенок общается, какие статусы, аватарки, девизы использует.
- Ограничение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, но не прямым приказом или запретом, а предложением других занятий близких и понятных ребенку, желательно активных и на свежем воздухе.
- Увлечение ребенка, занятие по душе, которое позволит дать выход накопившейся энергии и возможность самоутвердиться и чего-то достичь, получить опыт быть успешным.
- Регулярные беседы с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждения фильмов, книг.
- Научение правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку, дать отпор и т.д.).
- Ребенок должен расти в атмосфере уверенности – у него есть к кому прийти в любой жизненной ситуации. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СТРАХОМ
- прояснение пугающих факторов (ситуации);
- метафора «Страх – наш страж»;
- договор со страхом;
- формула самоконтроля и саморегуляции
Работа с ребенком в ситуации насилия
- подробное прояснение ситуации;
- почему именно сегодня;
- чувства ребенка; одобрение ОБРАЩЕНИЮ; обратная связь («Мне было бы больно, обидно если…»);
- окружение ребенка как ресурс;
- договоренность о терминах;
- сообщение о праве на защиту;
- предложение помощи; сообщение о дальнейших действиях консультанта; согласие ребенка!!!!!!
- составление плана безопасности;
- итог. закрепление действий, благодарность за доверие
алгоритм работы с жертвой НАСИЛИЯ
- I этап: снижение значимости, болезненности события, отрезка жизненного периода – «это беда, но не катастрофа…», «это не конец жизни…». Обратившийся должен знать, что в эту ситуацию может попасть любой человек, любого возраста. Но у него есть право внести в свою жизнь изменения, найти другой смысл своего бытия, обрести новую цель.
- II этап: снижение чувство вины, стыда, бессилия, агрессии/аутоагрессии или наоборот ложной гордости.
- III этап: формирование адекватной атрибуция ответственности за насилие, КСЭД (работа как на рациональном уровне, так и на эмоциональном, включая отреагирования страха, отвращения, ненависти к себе, своему телу и т.д.). здесь же уточняются и прорабатываются ожидания жертвы по отношению к себе, человеку, вовлекшему его в систему КСЭД, явлению как таковому.
- IV этап: помощь в укреплении чувства собственной значимости, уверенности в своих силах, повышении социального интереса. Это поиск ресурсов личности и ближайшего окружения, это научение поиску и умению принять помощь из вне. Важно найти «защитника» в близком окружении ребенка, к которому он может обратиться за поддержкой в острой ситуации.
- V этап: обучение новым способам реагирования, поиск альтернатив жизненному сценарию.
- VI этап: работа, связанная с отношением жертвы КСЭД к себе, другим людям, будущему (то, что»будет после», что есть кроме того, что было – выход на дальнейшую перспективу жизненного пространства).
- VII этап: профилактика последующих событий жизни, как напоминания или сигнала-приглашения к прошлому.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С СДВГ, С.ДАУНА, АУТИЗМОМ
- Узнаем в беседе, поставлен ли официальный диагноз, кем, когда, что уже делали, какие изменения произошли (как ребенок откликается на лечение и коррекцию)
- Консультируя, помним, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
- При обращении родителя важно поддержать его и, возможно, удивить его. Например, мы говорим, что есть такая теория, что дети с СДВГ – это дети 21 века. Они нестандартные, особенные, это дети будущего, поэтому они мало кому понятны. А если мы кого-то не понимаем, мы начинаем его ломать, подстраивая под свои стандарты. Следовательно, такие дети – с одной стороны, подарок, так как их доверили тем родителям, которые способны быть гибкими, терпеливыми, любящими. Ведь просто любить послушного, адаптированного ребенка, а нестандартного, «не такого как все»? С другой - такой ребенок – это проверка на «умение любить». И только высокодуховный человек способен быть гибким в процессе общения с ребенком с СДВГ, не сломать его. Иными словами – это практически миссия – растить ребенка будущего, так как сегодня нет людей, умеющих воспитывать таких детей. Важно этого ребенка ЛЮБИТЬ и ЗАЩИЩАТЬ от внешнего мира, который привык жить по стандартам.
- Маме, как правило, не надо говорить о постоянной дисциплине, четких последовательных требованиях – это она знает сама, об этом твердят в школе/садике, поликлинике. У нее болит душа, а для души требуется поддержка и понимание.