ЗАРОЖДЕНИЕ ФАШИЗМА И НАЦИЗМА
Какая ирония в том, что грубые русские крестьяне, которые теперь носят форму генералов, судят меня... Геринг
(во время Нюрнбергского процесса )
Когда нацисты пришли за коммунистами,
я оставался безмолвным.
Я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов,
я промолчал.
Я не был социал-демократом.
Когда они пришли за членами профсоюза,
я не стал протестовать.
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями,
я не возмутился.
Я не был евреем.
Когда пришли за мной,
не осталось никого, кто заступился бы за мен я
Мартин Нимеллер
(священник лютеранской Церкви)
Ход занятия
- Определение целей и задач урока – 3мин.
- Проверка знаний по предыдущей теме: тест письменно – 5 мин.
- Беседа об итогах Первой мировой войны, послевоенном устройстве мира по Версальско-Вашингтонскому договору, о мировом экономическом кризисе и его причинах. – 4-5 мин.
- «Экономическое и политическое развитие Италии в 20-е годы XX века» - 4-5 мин. Сообщение
- «Экономическое и политическое развитие Германии в 20-е – начале 30-х годов XX века» - 4-5 мин. Сообщение.
- Презентация и разбор понятий: тоталитаризм, фашизм, национал-социализм. Сравнение коммунистических и националистических тоталитарных систем. – 7-8 мин.
- Видеофрагмент. Закрепление -7 мин.
- Выводы, оценки. 4-5 мин.
- 6. Особенности восстановления экономики США после Первой мировой войны:
- а) быстрые темпы восстановления в результате экономических выгод от войны;
- б) снижение доходов населения, рост цен, инфляция, массовая безработица.
- в) внедрение новых производственных технологий массовое производство разнообразных товаров;
- г) снижение уровня преступности, рост сплоченности и солидарности в обществе;
- д) повышение политической активности рабочего класса и возникновение страха коммунистической угрозы;
- 7. Автором теории выхода из мирового экономического кризиса был:
- а) Адам Смит; б) Джон Кейнс; в) Франклин Рузвельт; г) Уинстон Черчилль
- 8. Версальский мирный договор1919 года ( выберите верные ответы):
- а) вернул все границы к довоенному состоянию;
- б) сделал Германию единственной виновницей войны;
- в) был справедливым в отношении всех стран, которые его подписали;
- г) был несправедливым и унизительным для германского народа;
- д) приводил к невозможности существования единого германского государства.
- 9. Первоначальные выплаты репараций Германии странам-победительницам составляли:
- а) 20 млрд. марок; б) 50 млрд. марок; в) 100 млрд. марок; г) 120 млрд. марок
- 10. Суть плана Дауэса 1924 г.:
- а) Восстановление с помощью кредитов экономики Германии.
- б) Структурная перестройка.
- в) Экономическое развитие США путем колонизации Азиатских стран.
- г) Обесценивание денежных масс Европейских государств.
- д) Новый раздел мира.
- Тест: Страны Европы и США в 1920-1933 гг.
- Вариант 1
- 1. Версальско-Вашингтонская система сложилась в результате заключения соглашений
- а) 1914-1939гг.; б) 1919-1920гг.; в) 1919-1922гг.; г) 1919-1939гг.
- 2. Назовите положения, отражающие значение Версальско-Вашингтонской системы.
- а) Разрядка послевоенной напряженности.
- б) Германия была максимально ослаблена.
- в) Создание Лиги Наций.
- г) Признание независимости ряда европейских государств.
- д) На международной арене повысилась роль США.
- е) Война перестала быть средством решения международных споров.
- 3. По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь вооруженные силы численностью
- а) более 30 тыс. человек
б) более 100 тыс. человек
- в) более 200 тыс. человек
- г) более 300 тыс. человек
- 4. Мировой экономически кризис произошел:
- А) 1939-1945 гг. ; б) 1929-1933 гг.; в) 1929-1930 гг.; г) 1941-1945 гг.; д) 1930-1932 гг.
- 5. Поражение Германии в Первой мировой войне (выберите правильные варианты)
- а) вызвало у граждан Германии чувство раскаяния и пессимизма;
- б) способствовало активизации политической борьбы и р осту радикальных организаций;
- в) вызвало у значительной части населения недовольство властью и стремление к реваншу ;
- г) способствовало развитию мелкого предпринимательства;
- д) привело к сокращению промышленного производства;
- государств.
Ответы к тесту
Вариант 1:
1-В; 2- б, в, д; 3 – б; 4- б; 5- б, в, д; 6- а, в, д; 7- б; 8- б, г; 9-а; 10-а.
Вариант 2:
1-В; 2-б, г, д; 3- б; 4- в, д; 5- а; 6 – б, г; 7- в,д; 8- а, в; 9- г; 10 – в, г, д;
- Каковы были цели и результаты Первой мировой войны?
- Зачем нужен был захват территорий?
- Каковы были последствия Первой мировой войны:
- Демографические
- Экономические
- Политические
- Моральные
Последствия первой мировой войны.
- Разорение стран: (10 млн. убитых, 20 млн. раненых...)
- Распад империй: революции и развал в России, Германии, Турции, Австро-Венгрии
- Обострение социальных проблем, обнищание населения
- Разрушение хозяйственной, политической системы государств
- Кризис либерализма, утрата доверия граждан к демократическим институтам
Раскол в социалистическом движении.
В 1914-15гг.
Распался
II интернационал образовались два независимых объединения социалистических партий разной направленности
Л.Троцкий
на II конгрессе
Коминтерна
Мировое противостояние:
Либерально – демократические системы .
Тоталитарные системы
(лево и праворадикальные движения).
Сообщения учащихся
- 1. Фашистская диктатура в Италии.
- 2. Приход нацистов к власти в Германии.
Тоталитарный политический режим
"тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый,) – система власти и управления , которая
характеризуется
абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни ,
полным подчинением человека политической власти.
Признаки тоталитарного реж има
- однопартийность – массовая партия с военной структурой и полным подчинением вождю;
- партия срастается с государством и концентрирует в себе всю власть в обществе;
- идеологизация всей жизни общества . Идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Жесткая идеологическая обработка населения;
- Полный контроль государства над экономикой и всеми сферами жизни;
- террористический полицейский контроль : создаются концентрационные лагеря и гетто, происходят массовые убийства людей.
Виды тоталитарных режимов
Коммунизм:
Абсолютная власть государства, полное устранение частной собственности и всякой автономии личности.
Цель – создание справедливого общества . Социалистической системе присущи и гуманные цели. Например, в СССР повысился уровень образования, развивались наука и культура, была обеспечена социальная защищенность населения, сократился уровень преступности. С 60-х годов XX в. система не прибегала к массовым репрессиям.
Виды тоталитарных режимов
фашизм
Правоэкстремистский политический режим, установлен в Италии в 1922 г.
Цель - возрождение величия Римской империи , установление твердой государственной власти, обеспечение коллективной идентичности на этнической почве.
Режим стремился к захвату территорий , но не выдвигал идеи расового превосходства и не призывал к поголовному уничтожению народов.
Виды тоталитарных режимов
Национал- социализм
Возник в Германии. Цель – мировое господство арийской расы , социальное предпочтение – германская нация. Агрессивность направлена прежде всего против других народов.
1.Национализм
4.Пангерманизм
Идеология немецкого тоталитаризма
5. "Drang nach Osten »
2.Антисемитизм
6.Господство арийской расы
3.Расизм
1.Особенности национал-социализма
Национализм – идея ценности нации как высшей формы общественного единства
Гипертрофированная форма национализма
Шовинизм – идея национального превосходства, воинствующий национализм
Ксенофобия – крайняя нетерпимость к иной нации и культуре
17
Совокупность учений о физической и психической неравноценности рас
Господствовать должна арийская
раса = нордическая раса. Немцы её потомки
Государство арийцев: Германия + Скандинавские страны +Финляндия + Англия + США
17
Немецкая экспансия на восток , колонизация востока с целью расширения жизненного пространства для немцев в конкурентной борьбе с другими народами, в первую очередь с русскими: уничтожить большинство русских, освободить жизненное пространство для немцев.
Идея объединения немецкоговоряших народов в Третий рейх
«Германия — это дом для немцев всего мира» (Рудольф Гесс)
Закрепление
- Видеофрагмент «Приход Гитлера к власти»
Таким образом, мы выяснили :
- Что такое «тоталитарный политический режим»?
- Какие существуют разновидности тоталитарных режимов?
- Перечислите признаки тоталитарного режима.
- Отметки за работу на уроке. Выводы.
ТЕАТРЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Масштабы Второй мировой войны
Принимало участие 61 государство
80% населения Земли было охвачено войной
110 млн. человек было призвано в армию
Погибло 65 миллионов человек
Продолжительность – 6 лет
Холокост
Политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933 – 1945 г.г. свыше 22 млн. гражданских лиц и военнопленных в концлагерях.
Уничтожено:
6 млн. человек
200 тыс. человек
} 16 млн. человек
- белорусов
- украинцев
- русских
- поляков
8 сентября 1941 – 27января 1944 г.г. – блокада Ленинграда